“Странники” Бруно Каталано

Среда, Октябрь 9, 2024

Catalano
Именно случайность полна волшебства,
необходимости оно неведомо.
Милан Кундера

В эти в Манхэттене на Park Avenue Malls между 34-й и 39-й улицами продолжается выставка скультур известного французского мастера итальянского происхождения Бруно Каталано.
Впервые его работы я увидел в Интернете и в первый момент они меня озадачили. Было непонятно, как эти человеческие фигуры, значительная часть тела которых отсутствует, вообще держатся. И лишь приглядевшись внмательнее я понял, что верхняя часть тела соединена с нижней с помощью сумки, саквояжа или чемодана, удерживаемых в руке персонажа. Таким образом опора скульптуры оказалась смещенной из привычного нам центра в одну из сторон, но при этом была надежно сбалансирована и не потеряла устойчивости.
Этот замечательный трюк стал настоящим открытием, прорывом. Недаром скульптуры, при создании которых Бруно Каталано воспользовался в качестве главной идеи этим своим открытием, чаcто называют “рваными”. Они образовали большую серию, названную автором “Travelers”, что в переводе означает “Путешественники”, а еще лучше “Странники”.
Возникла же эта идея совершенно случайно, и хотя эта история достаточно хорошо известна, я хочу о ней напомнить. Но прежде чем это сделать, я думаю следует назвать некоторые факты из биографии Бруно, то есть рассказать о предыстории этой случайности.
Бруно Каталано родился в Марокко в семье выходцев из Сицилии. Когда ему исполнилось 10 лет родители вместе с детьми переехали во Францию, в Марсель.
В семье Каталано всегда относились с большим интересом к искусству во всех его проявлениях, но особенно любимым занятием его отца была лепка. Он был большим мастером по изготовлению рзличных фигурок к Рождеству. И это оказало большое влияние на выбор профессии его сына. Последовали годы учебы, Бруно стал скульптором, много и плодотворно работал, посвятив значительную часть своего времени портретированию знаменитых и выдающихся людей.
В конце 2004 года он отливает скульптуру Сирано и к своему большому огорчению видит, что отливка получилась с серьезным браком. Голова, верхняя часть туловища и ноги вполне удались, но в области живота зияла большая дыра. Первым порывом было стремление ее заделать, но поразмыслив, Бруно пришел к прямо противоположному решению и стал дефект расширять. В итоге впервые появилось то, что сейчас мы и называем «рваными» скульптурами.
А необычная фигура Сирано была первой продана в художественном салоне, где были выставлены его другие работы, выполненные в традиционном стиле.
И Бруно не упустил счастливый случай, поняв что напал на золотую жилу. В итоге родилась идея создания целой серии скульптур с использованием нового приема.
С тех пор «Странники» Бруно Каталано странствуют по всему свету и везде их встречают с распростертыми объятиями и всюду им рады.
Случайности неизбежны в жизни каждого человека. Но чаще всего для счастливой случайности нужна длительная, упорная и настойчивая подготовительная работа.
Например, говорят что свою знаменитую периодическую систему элементов Менделеев увидел во сне. Но если бы он не думал о ней денно и нощно, она бы ему не приснилась. Так и здесь, не работай упорно над созданием своих скульптурных произведений и не обладая при этом еще и умением не опускать руки при неудачах, а превращать их в успех, Каталано мог бы пройти мимо своего счастливого случая.
В подтверждение этой мысли хочу привести высказывания двух выдающихся предпринимателей, начинавших фактически с ноля и ставших миллиардерами.
Первое я вычитал и выписал из книги Брэда Стоуна “Джефф Безос и эра Amazon”. Итак, Джефф Безос говорил, что “Провал является неотъемлемой частью попытки изобрести что-либо. Две эти вещи не могут идти отдельно друг от друга. Мы понимаем и верим, что лучше ошибиться, потому что рано или поздно вы окажетесь правыми”.
А в книге “Илон Маск его словами” мне понравились две его короткие фразы: “Я и не предполагал, что мои компании преуспеют. Скорее я думал, что им суждено провалиться” и “Если для вас это важно - попробуйте. Даже если вероятность провала высока”.
Вот и Бруно Каталано попробовал со своей первой “рваной” скульптурой и выиграл.
Теперь следовало бы рассказать о наиболее запомнившихся мне скульптурах, которые я увидел, когда ходил по Park Avenue Malls. Но я покажу лишь фотографии некоторых из них. А расскажу всего лишь об одной, которая задела меня больше всего. Называется она “Voyage A New York”. Это странный путешественник, отправившийся в дорогу с простым саквояжем. Помимо обязательного отсутствия живота, необычным в его изображении является то, что половина его головы и туловища тоже отстутствуют, как бы стёрты. С этой стороны нет объема, остался лишь плоский силуэт. Эта часть скульптуры отполирована до зеркального блеска, и в этом зеркале темными пятнами отражается густая листва окружающих её деревьев.

Voyage A New York
Часто трактуют это произведение Каталано, как путешественника, прибывшего из какого-то другого, параллельного мира.
В значительной мере я могу с этим согласиться, потому что в этой скульптуре разглядел самого себя. По-моему - это эмигрант, вроде меня. Суть в том, что я с женой и двумя детьми прибыл в США из действительно другого, совершенно не похожего на здешний, параллельного мира, как и все другие эмигранты из бывшего СССР, а потом и из образовавшихся после его распада новоявленных республик. Все наше имущество уместилось в шесть небольших чемоданов. А на одного хватило бы и саквояжа.
Мои детство, юность, молодые годы и бОльшая часть зрелых лет прошли в канувшем в Лету СССР. Несмотря на то, что я проработал здесь достаточное количество лет, чтобы получить пенсию, я не стал настоящим американцем в отличие от моих детей, родившихся там, но получивших образование здесь. Я уж не говорю о своих внуках, для которых английский язык родной, хотя они и русский знают тоже.
Я дожил здесь до очень солидных лет и, как любой человек в возрасте, достаточно часто вспоминаю золотые годы своей юности и молодости, хотя прошли они в далеко не лучшей стране. Однако это та моя невидимая половина, которая навсегда осталась там, но постоянно присутствует у меня в памяти и душе.
Hubert Van Gogh
Заключая, могу сказать, что хотел написать очерк о выставленных на обозрение жителей Нью-Йорка и его гостей замечательных скульптурах, созданных Бруно Каталано. Но получилось о том, как люди добиваются успеха. Думаю, это даже важнее моего первоначального замысла.
А работы замечательного мастера при желании можно посмотреть каждому и вынести самостоятельное мнение об этих произведениях. Времени для этого еще вполне достаточно, потому что “Путешественники” будут «странствовать» вдоль Park Avenue Malls в Манхэттене до 17 мая следующего года.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.