Дерево с часами
Написать этот очерк меня побудили несколько фотографий деревьев, сделанных мною в разное время в разных частях города. А разыскать их в своем архиве я решил после того, как сфотографировал очередную жертву электрификации, как я называю деревья, у которых спилили верхушку, чтобы пропустить над ней электрические провода.
.
В нормальных условиях дерево растет в ширину и в высоту. Становясь все выше и выше, оно не вытягивается, а увеличивает свой рост за счет новых побегов, появляющихся у него на верхушке. Таким же образом увеличивается и длина его ветвей.
Дерево, лишившееся центральной части своего ствола перестает расти вверх, но рост его ветвей не прекращается. В результате формируется уродец с нелепой кроной, когда кажется будто дерево воздело свои ветви к небу над отсутствующей головой в ужасе от того, что с ним сделали.
Фактически же это означает, что когда-то давно при застройке и озеленении новой улицы не были учтены принципы долгосрочного планирования. Строители не подумали соотнести высоту фонарных столбов с будущей высотой стволов и зрелой кроны саженцев. В результате были выбраны деревья, которым потом пришлось снести головы, машавшие развеске проводов.
А вот другой пример “заботы” людей о деревьях на своей улице. Когда-то давным-давно вокруг молодого деревца соорудили металлическю загородку, чтобы, не дай бог, его не повредили. Соорудили и забыли. А дерево действительно сохранилось и выросло, но судьба его не завидна: оно засохнет. Загородка, которая его защищала, теперь в него впилась и вскоре его задушит.
Как тут не вспомнить про деревья, которые называются фикусы-душители. Они начинают свою жизнь, когда их семена прорастают в трещинах коры других деревьев. Потом молодое растение опускает корни вниз, чтобы они достигли земли. Постепенно фикус сдавливает побегами ствол своей опоры, одновременно стремясь подняться как можно выше, туда, где больше света. Хозяин, не выдержав этого, засыхает, и тогда душитель становится своеобразной кружевной трубой, так как ствол погибшего внутри неё дерева-хозяина со временем сгнивает и полностью разрушается. Но в данном случае на месте одного дерева появлятеся другое. На месте же забытой, из-за людского равнодушия, металлической загородки останется только кучка ржавчины.
Суть в том, что ствол любого дерева становится толще благодаря делению клеток камбия, особого слоя, расположенного между корой и древесиной. Увеличиваясь в диаметре, дерево способно, постепенно вбирать в себя прижатые к нему предметы.
Это можно увидеть и на нашем дереве: железные полосы, идущие параллельно стволу, частично им поглощены, а вот обруч, стягивающий ствол по кругу, дерево погубит, действуя как удавка, нарушающая поток соков от корней к листьям и от них к корням. Именно так действует и фикус-душитель.
Но самым вопиющим примером бесчеловечного отношения к нашим зеленым друзьям, по-моему, может служить дерево, которое я называю “платан с табличкой во рту”. На выцветшей от времени металлической табличке написано “Clean up after your dog”, а ниже указан размер штрафа за нарушение этого правила - $100. Некто, заботящийся о чистоте и порядке на своей улице, приколошматил эту табличку к живому платану и тот ее наполовину заглотил. Теперь она торчит у него изо “рта”, как у собаки, которой выдали команду “апорт”, но вместо палки бросили металлическую пластинку. И вот она принесла ее хозяину, стоя на задних лапках, не в состоянии её выплюнуть ему под ноги. Невольно возникает вопрос, а каким должен быть штраф за приколоченный к живому дереву кусок металла?
Однако, не хочется писать только о грустном. Надобно потихоньку переходить к чему-то более веселому.
Для начала хочу показать дерево “с часами”, которое я сфотографировал в одном из городских парков. Не знаю уж по какой причине, но когда-то от него был отпилен очень толстый сук. Рана засохла, и на ней появлись две трещины, похожие на стрелки часов, показывающих время: двадцать минут первого. Правда, циферблат этих часов немного растёкся, как на картинах Дали и они стоят, но, как известно, два раза в сутки всё же показывают правильное время.
А в начале осени, когда начался обильный листопад, застукал около Marine Park молодую зеленую арчу, густо усыпанную принесенными ветром, желтыми листьями с соседих осин и кленов. И стояла она в них, как модница в чужом наряде.
Но некоторые деревья сбрасывают не только листву, но и старую кору. Вот так на отрезке Voorhies Avenue между Haring Street и Nostrand Avenue заснял зеленые лужайки перед домами, заваленные отслоившейся корой платанов. Деревья там дружно меняли кожу, устроив настоящий “коропад”.
Могу упомянуть еще и крепкий дуб, ствол которого, судя по волнам на коре, будто кто-то повернул вдоль продольной оси. Непонятно, как это могло произойти. Может когда деревце было молодым, оно слегка вращалось вокруг оси вслед за солнцем? Как головка подсолнуха или ныне снесенный преемником памятник Туркменбаши в Ашхабаде?
Завершить свой очерк о деревьях я хочу рассказом о маленькой пальме, которая растет в горшке у меня дома.
Однажды засиделся я за компьютером. В один момент решил сделать паузу, чтобы немного размяться. Вышел в зал и тут, не знаю уж почему, вспомнился мне детский стишок про деревья: “Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший. Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек”.
Пробормотал его себе под нос, и здесь мой взгляд упал на нашу бамбуковую пальму или, если поточнее, на хамедорею. Несколько лет назад нам её подарили, была она маленькой и довольно чахлой. Через некоторое время мы пересадили её в большой горошок и вскоре она превратилась в пышный, образованный многочисленными густо расположенными тонкими стеблями, куст высотой метра в полтора и диаметром около двух. Каждый стебель в нём усажен длинными, перистыми светло-зелёными листочками. Стоит у нас этот куст в сторонке, почти в углу комнаты.
И вот, проходя около этой домашней пальмы, я подумал, что может мечтает она сейчас о какой-нибудь бабочке, пчеле или мухе, чтобы те пощекотали её листочки. Но нет у нас в квартире не только бабочек или пчел, но и мух тоже.
А еще мне подумалось, что может быть она хочет, чтобы ее тонкие веточки потрепал ветерок или задела хвостиком какая-нибудь зверушка, или села на ее веточку маленькая птичка. А она стоит в углу, будто наказана за что-то, куда даже сквозняк не залетает. И я погладил ее узкие, зелёные листочки, чтобы она не чувствовала себя совсем одинокой. А потом стал это делать всякий раз, когда проходил мимо.
И что же? Примерно через пару недель моя хамедорея выбросила цветочную стрелку, украшенную мелкими, светло-жёлтыми цветками, собранными в метельчатые соцветия.
Скорее всего это просто совпадение, но я склонен расценивать это как знак благодарности мне со стороны хамедореи.
Любите деревья, и они полюбят и отблагодарят вас.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий