Смотрите под ноги!

Вторник, Апрель 25, 2023

Всю ночь лил дождь, как из ведра. Утром распогодилось, выглянуло солнце, и я отправился в соседний парк. Свежо зеленела молоденькая листва на деревьях, а на слегка сырых полосках земли между тротуаром и дорожным полотном уютно разлеглись разнообразные дикие травки. Но ни одной лужи не было: сухой асфальт тротуара, сухое полотно дороги. Куда же делась вода, часами непрерывно низвергавшаяся с небес?

Конечно, утекла в ливневую или дождевую канализацию. И тут я впервые обратил внимание на решетки этой канализации, которые есть почти на каждом уличном перекрестке. И надо же такому случиться, что именно на первой решетке, попавшейся мне на глаза, имелась часть, заменяюшая кусок бордюра. Таких дополнительных частей у большинства решеток нет. А здесь на ней была изображена рыбка, указано, что эта чугунная штука сделана в Индии, а также шел такой текст: Dump no waste! Drains to Waterways (Не выбрасывать отходы и домашние отбросы. Стоки в водные пути). А на самой решетке выступала надпись - General Foundries Inc.

 Решетка с рыбкой
Потом, когда я стал обращать внимание на решетки дождеприёмников, прикрывающих ливневые стоки, я видел много разного вида таких к ним дополнений, но такую больше не встретил ни разу. Но именно она своим я бы сказал скромным, но все же художественным оформлением, побудила меня присматриваться к этому уличному оборудованию. А заодно и почитать кое-что вообще о канализации, хотя это слово обычно вызывает не очень приятные ассоциации. Но это крайне необходимая вещь, первые сооружения которой уже наличествовали в древнем городе Мохенджо-Даро, существовавшего 2600 лет до нашей эры.

Однако, обо всем по порядку. Возвращаясь в наши времена, следует обязательно подчеркнуть, что ливневая канализация является совершенно отдельной системой, не имеющей никаких соединений с канализацией хозяйственно-бытовой.

Первая предназначена для быстрого удаления с территории города или поселка атмосферных осадков и талых вод, а также мусора, смываемого во время дождей с улиц в проложенные вдоль них водные пути. Вторая предназначена для удаления жидких и твердых отходов жизнедеятельности человека.

А теперь немного истории. Канализационные сооружения были обнаружены археологами при раскопках не только в городах древней индской цивилизации, как в Мохенджо-Даро, но и в Вавилоне, Древнем Риме и Древнем Китае.

В Древнем Риме во времена правления Луция Тарквиния Гордого, а это был конец VI века до нашей эры, завершилость строительство Большой Клоаки (Cloaca maxima), начатое еще при его отце Тарквинии Приске. Это было грандиозное инженерное сооружение, самый крупный канал которого имел глубину в пять метров при ширине превышающей четыре метра. Первоначально он проходил по руслу небольшого ручья и ничем не был облицован. Через некоторое время его перекрыли каменными сводами, а также обложили камнем и стены. Так возник подземный канал, по которому обслуживающие его работники плавали на лодках.
С помощью этого канала были осушены болотистые земли города и отводились сточные воды и нечистоты в Тибр.

В Большую Клоаку впадали небольшие каналы и трубы идущие от вилл патрициев и других состоятельных людей, от общественных бань, спортивных сооружений и амфитеатров.

Строили римляне и общественные уборные, располагая их над небольшими каналами с проточной водой, которые впадали в Большую Клоаку, несущую воды, как было указано выше, в главную реку Рима Тибр. В результате со временем нечистоты до такой степени загрязнили Тибр, что его воды можно было использовать только для орошения полей.

В этой связи можно вспомнить римского имератора Веспасиана, который ввел налог на общественные туалеты. Когда же сын его Тит упрекнул за это отца, тот поднес к его носу монету, полученную с этого налога, и спросил пахнет ли она. Услышав отрицательный ответ, он и произнес фразу, вошедшую в историю: “Деньги не пахнут”.

Но это, к слову. Главное же заключется в том, что Cloaca Maxima до сих пор находится в отличном состоянии и используется в современной столице Италии в качестве ливневой канализации. Умели строить в Древнем Риме!

После гибели Римской империи наступили мрачные времена Средневековья, времена упадка и забвения достижений Древнего мира. В средневековых городах Европы канализация полностью отсутствовала. Помои и нечистоты просто выливались на улицы, которые были не только смрадные, но и настолько грязные, что их жители нередко были вынуждены привязывать к подошвам своей обуви деревянные чурки для защиты от грязи. Такая ситуация приводила к возникновению эпидемий чумы и холеры. Можно вспомнить, что во время пандемии чумы 1346-1353 годов погибло по разным оценкам от 30 до 60 процентов населения Европы.
Да что говорить, если еще в 1825 году улицы Филадельфии очищались от мусора домашними свиньями.

Однако вернемся в наши дни, к решеткам ливневой канализации. Производителей таких решеток много. И делаются они, конечно, не только в Индии, хотя большинство увиденных мною, произведены именно там, но есть и такие, что сделаны у нас. Например, на бруклинских улицах есть решетки произведенные на литейной фабрике в Нью-Джерсийском городе Харрисон компанией Campbell FDY, о чем свидетельствуют отлитые на них надписи: Campbell FDY Co Harrison NJ. А на других, несмотря на то, что на них отлито, например, American cast iron products Inc, сделаны в Индии. Возможно, по лицензии.

Решетка произведенная Campbell FDY Co  в Harrison NJ
Стоит отметить, что не все решетки литые, есть такого рода изделия совершенно другого вида. Они сделаны из изогнутых стальных полос, соединенных заклепками. И производятся они все той же Campbell FDY Co в Харрисоне, как это можно видеть на дополнительной, бордюрной части решетки.

Решетка из стальных полос
Обычно решетки имеют прямоугольную форму стандартного размера, а число ячеек в них полеблется от четырех до десяти по длинной стороне, что зависит от их величины, и всегда восемь - по короткой. Однако, иногда попадаются и половинки с соответственно меньшим числом ячеек. Я заметил, что чем меньше размер ячеек, тем чаще они оказываются полностью забитыми мусором, и в результате решетка перестает выполнять свою функцию. Отсюда мое рационализаторское предложение: прекратить выпуск решеток в маленькими ячейками, а делать только с большими. Это приведет к экономии металла и улучшит работу решеток. По крайней мере их можно будет реже чистить. Нет предела совершенству! Шутка.

Решетка, сделанная в Индии
А если всерьёз, то совершенно ясно, что решетка дождеприёмника не бог весть какая сложная штука, но кто-то первый придумал отливать их из чугуна, то есть сделать такими прочными, что на них спокойно может стоять припаркованная машина. И этот человек разбогател, потому что спрос на решенки ливневой канализации неиссякаем. В любом современном городе их огромное количество, и каждая новая улица, каждая новостройка нуждается в этом товаре. Так что внимательно смотрите под ноги, возможно, ваши миллионы валяются где-то рядом. Вдруг вы изобретете какую-нибудь новую заслонку, задвижку, крышку люка или что-нибудь другое в этом роде. И разбогатеете. Желаю удачи!

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin

Шестиногий осьминог

Четверг, Апрель 6, 2023

Мы улетели из Нью-Йорка в конце марта пасмурным, дождливым и прохладным днем, а примерно через три с половиной часа оказались в аэропорту солнечного, жаркого и душноватого Санто-Доминго. Теперь нам предстояла двухчасовая поездка на один из приморских курортов в провинции Пунта Кана. Нас уже ждали. Улыбчивый толстяк, назвавшийся Фернандо, приветствовав нас испанским «Hola!», закинул наши чемоданы в микроавтобус, и мы отправились в путь.

По этой дороге я уже ездил несколько лет назад, когда побывал на экскурсии в столице Доминиканской республики. Сначала этот неплохой хайвей идёт вдоль моря, но по мере отдаления от Санто-Доминго превращается в простую дорогу. Почти на всём ее протяжении по обеим сторонам тянутся заросли кустарников и невысоких деревьев. В тот раз они все стояли в цвету, а в этот были сплошь увешаны сухими серыми, желтоватыми и коричневыми стручками, что создавало впечатление уже наступившей здесь осени: все отцвело и плоды созрели.

Но вот где-то ближе к границе между провинциями La Romana и Punta Cana заросли неожиданно кончились и взору предстала настоящая каменистая пустыня, по которой бродили тощие коричневые коровы, выискивая съедобные травинки в щелях сухой земли.

Однако вскоре так же неожиданно возникли возделанные зелёные поля, кое-где покрытые отавой, а местами еще не убранными зарослями сахарного тростника, которые я издалека было принял за кукурузу, но Фернандо меня поправил.

Приехав на место, мы быстро устроились, и я вышел осмотреться. Вокруг стояли высокие пальмы, под ними теснились подстриженные кусты, но цветущих среди них было мало, и только олеандры выделялись яркими, крупными, розовыми соцветиями.

Я их сразу узнал, потому что знаком с ними был с глубокого детства. Вспомнилась наша давняя семейная поездка в Красноярск к папиной бабушке - моей прабабушке. Мне было тогда 12 лет. В те времена олеандр был распространенным комнатным растением. Пара горшков с олеандрами стояла на подоконнике у нас в квартире, и у прабабушки в доме тоже было несколько олеандров. В один из дней мы поехали на барахолку что-то продавать, а мне был дан горшок с олеандром. Я устроился чуть в сторонке от прабабушки и стал ждать покупателей. Изредка люди остановливались около меня, и я принимался расхваливать свой цветок. Но продать его мне не удалось, хотя я очень старался. С тех пор я так и не научился ни торговаться, ни что-либо продавать.

С этими воспоминаниями я вышел на песчаный пляж, заросший пальмами и морским виноградом, который, как ни странно, является родственником, правда, дальним, обыкновенной гречихи. Морской виноград, или иначе кокколоба ягодоносная - невысокое деревце, украшенное большими, слегка овальными, кожистыми листьями с красными жилками. Видел я кокколобу и во время плодоношения. Её круглые, собранные в крупные кисти, плоды очень похожи на виноградные грозди. Отсюда происходит второе название этого растения. Говорят, что плоды кокколобы имеют сладкий вкус, их едят сырыми или делают из них вино. Не знаю, никогда не пробовал.

По мне, так это просто симпатичное деревце, в тени которого можно хорошо устроится на лежаке, для приема воздушных ванн, если ты не являешься фанатом загара до посинения, то есть, извините, до цвета мореного дуба.

А высокие пальмы на берегу стояли по стойке смирно вроде телеграфных столбов. Только одна пальмовая семейка, состоящая из высокого папы, небольшой мамы и маленькой дочки наклонилась в сторону моря. Но потом все трое передумали и, резко изогнувшись, устремилась строго вверх.

Вечереет. Пальмы отвернулись от моря
Однако зеленые чубы, венчавшие верхушки пальм, все как по команде смотрели в сторону от моря, будто от него отвернулись. Но это морской бриз заставил их принять такие независимые позы.
Утром следующего дня я снова прошелся по берегу, вдоль которого подряд расположено несколько курортов. Было много гуляющих, как загоревших до коричневого цвета, так и свеженьких, почти сметанных, зарумянившихся по бокам.

Линию прилива от остальной части пляжа отделяла довольно широкая черная полоса полузасохших саргассовых водорослей.

Эти выброшенные на берег бурые водоросли живут в толще воды и составляют основную массу растений в единственном в мире, не имеющем твердых берегов, Саргассовом море. Оно широко раскинулось в Атлантическом океане, а его юго-западная часть находится поблизости от острова Гаити. Так что саргассы на его берегах - это «подарки» от Саргассова моря.

Вид на море
А растущие вдоль берега многочисленные пальмы с пучками листьев на их вершинах показались мне в этот раз гигантскими, растрепанными метлами, воткнутыми черенками в песок. И мне представилось, что по ночам на пляж иногда приходит великан, выбирает метлу получше, сметает ею сухие водоросли в кучу и уносит с собой. А мы утром недоумеваем, куда же делся этот сушняк.
Вероятно, добрый великан использует его на растопку своего очага, когда готовит еду.

После прогулки сильно потянуло в воду. Море морщилось от солнца и легкого ветерка, но хорошо было качаться на волнах. Однако при выходе из воды море одарило меня довольно крепким, хотел написать подзатыльником, но если честно, то удар пришелся ниже пояса и называется по-другому. Я не стал обижаться на море, чтобы не схлопотать чего-нибудь похлеще.

А тем временем в голубом небе появились то взмывая высоко вверх, то опускаясь почти до самой воды, белые, желтые и синие парашюты с болтающимися под ними любителями острых ощущений. Эти разноцветные полушария с дыркой в центре привязаны канатом к небольшим катерам, которые натужно тянут их за собой. Один такой синий парашют, с тремя парами болтающихся под ним ног, медленно плыл высоко над водой почти напротив меня. И мне представилось, что когда он пролетал низко над морской пучиною, за него зацепился потерявший в схватке с кашалотом пару ног осьминог и спасся таким способом от неминуемой гибели. Теперь ему надо лишь дождаться минутки, когда парашют вновь опустится совсем низко и плюхнуться в родную стихию. А затем этот шестиногий осьминог, укрывшись между камнями, может спокойно подождать, когда у него отрастут две потерянные ноги.

Шестиногий осминог
Каждый вечер мы проводили в концертном зале, где под оглушительную музыку артисты пели и танцевали, переодеваясь на ходу, а потом постепенно сбрасывая с себя одежду до тех пор, пока не оставались почти голышом.

Все зрители, а их было достаточно много, сидели за столиками и пили коктейли. Мы тоже заказывали разные напитки официантке, которая ходила вдоль рядов. Вскоре она появлялась вновь, держа на одной руке большой круглый металлический поднос, сплошь уставленный бокалами с коктейлями. Без сомнения, он был тяжел. Подойдя к столику клиентов, она осторожно снимала бокалы, передвигая при этом другие, чтобы вес оставшихся распределялся равномерно, и поднос не перевернулся. И так около каждого столика, пока поднос не окажется пустым. Не простое искусство.

Первого апреля, в День дурака, никто вокруг не дурачился. Разве что только ветер. Он пригнал откуда-то пушистые белые облака, из которых среди бела дня вдруг пролился редкий пятиминутный слепой дождик. Да волны на море слегка подразыгрались, вынеся на берег многочисленные шматки саргассов и даже рыбу-ежа длиною сантиметров в сорок - сорок пять, украшенную помимо длинных шипов еще и многочисленными чёрными точками, разбросанными по всему телу. Несчастная рыба, вышвырнутая далеко на песчаный берег, не смогла вернуться в родную стихию и погибла. Между тем, набегающие на пляж большие волны с шумом растворялись в воде. Мысль о растворяющихся в морской воде волнах мне очень понравилась.

Рыба-ёж
А добрый великан, который чистил пляж пальмовой метлой, в последние дни что-то разленился. Поэтому на берег выехал трактор с прицепом, в который молодые парни, вооруженные вилами, забросали слежавшиеся комья водорослей, оставив великана без работы и растопки.

Время пролетело незаметно. Мы попрощались в пальмами, морем, саргассами, помахали рукой невидимому великану и улетели домой.

1
2

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin