ПУД

Понедельник, Декабрь 19, 2022

Где-то в первой половине пятидесятых годов в нашем коммунальном доме произошло невероятное событие. Наши соседи купили легковую машину “Победа”. В те времена машина в личной собственности была большой редкостью. Мало кто мог позволить себе такую роскошь, но дядя Лёва смог. Правда, через пару лет после этого его посадили за какие-то финансовые махинации, но сейчас рассказ не об этом.

У дяди Лёвы и его жены тети Жени было двое сыновей. Оба старше меня. Так вот младший их сын Сёмка, бездельник и лоботряс, никак не мог подучить права на вождение машины. Как-то сидя на скамеечке во дворе, он жаловался нам, соседским мальчишкам, что прежде чем сесть за руль надо сдать пуд. А что это за пуд, не говорил, только вздыхал повторяя, что это тяжёлая, почти неподъёмная штука. А мы потом ходили озадаченные, не понимая чего же он должен сдать целый пуд. Только потом, уже сдав этот пуд, он объяснял нам, несмышлёнышам, что ПУД - это сокращенно Правила Уличного Движения.

У своей машины. Новосибирск, 1955.
Вспомнил я эту историю потому, что через много лет и мне пришлось сдавать экзамен по правилам дорожного движения, когда моему отцу, несколько лет стоявшему в очереди на покупку машины, пришло, наконец, уведомление, что ему, как участнику Великой отечественной войны и орденоносцу предоставляется возможность приобрести машину. Это событие застало нас врасплох, так как отец уже и не надеялся дожить до этого момента. Я к тому времени уже работал врачом, а папа был на пенсии. Выпотрошив все свои сбережения, в основном папины, и заначки, мы собрали нужную сумму, а потом мучительно раздумывали какую машину купить - Москвич или Жигули. К счастью, ткнув пальцем в небо, мы угадали и в 1973 году мой отец стал обладателем Жигулей.

Папа садиться за руль по состоянию здоровья отказался, и мне было поручено получить права и ездить на машине по доверенности.

Для этого мне сначала надо было сдать, как когда-то Сёмке, экзамен по правилам дорожного движения. Не знаю, с которого раза он сдал этот экзамен, а я сделал это со второй попытки. Это произошло со мной впервые в жизни, так как в институте я всегда сдавал зачёты и экзамены с первого раза и обычно на пятерку, а хвостов у меня никогда не было.

В те времена на экзамене в ГАИ (ГосАвтоИнспекция, кто не помнит) за определённое время надо было ответить на вопросы на листке бумаги. На первом экзамене я быстро ответил на вопросы и хотел отдать свой листок гаишнику, расхаживавшщему по классу, в котором проводилось это мероприятие. Но он сказал, чтобы я сидел на месте и ждал, когда истечёт время, отпущенное для ответов на вопросы. Я отложил листок в сторону и стал смотреть по сторонам. За соседним столом сидел парень, который увидел, что я бездельничаю и стал шёпотом спрашивать у меня ответы на вопросы. Я ответил раз, другой и третий, потом отодвинутся от назойливого соседа на самый край своего стола, но сосед не отставал. На четвёртый раз экзаменатор выгнал нас обоих из комнаты, заявив, что экзамен мы не сдали. Было жутко обидно, но я не стал с ним спорить. Молча встал и ушёл.

Теперь не помню уже точно, но вторую попытку можно было сделать, кажется, через четыре недели. В общем месяц я потерял, но использовал это время для тренировок по вождению машины. Для этого договорился с нашим соседом по дому, майором пожарной службы, который за умеренную плату согласился со мной поездить. И вот он говорил мне куда ехать, обычно куда-нибудь за город, и пока я ехал, он мирно дремал, сидя рядом со мной. А когда просыпался, то говорил, что главное - это ездить не спеша.

После сдачи экзамена по правилам дорожного движения мне предстояло сдать экзамен по вождению. Его с большим трудом я сдал только на третий раз. И в этом случае совершенно справедливо.

Дело в том, что я учился водить легковую машину, а сдавать экзамен надо было на грузовике ГАЗ-51, ибо легковой машины для этого испытания в ГАИ не имелось. Инструктор мне объяснил, как нужно делать перегазовку при переключении передач с высшей на низшую, и я уселся за руль. Было ясно, что без тренировки мне вряд ли удастся сдать этот экзамен, но выбора у меня не было, и мы поехали. Я ощущал себя крайне неуютно за рулём огромной, по сравнению с легковушкой, машины, переключать скорости на которой нужно было совсем не так, как я уже привык.

Это было примерно то же самое, что заставить гинеколога лечить геморрой.

Короче говоря, этот экзамен я успешно завалил. А тренироваться мне было негде и не на чем. Не было у меня знакомых водителей грузовика.

Вторая попытка закончилась с тем же успехом, и только на третьей, имея опыт первых двух, я как-то проехал весь маршрут, и худой, усталый, замученный на вид мужчина, принимавший у меня экзамен, видимо, сжалился надо мной и поставил мне зачёт. Я ему благодарен до сих пор.

Я получил, наконец, права и стал ездить на наших Жигулях.

Ездил вполне благополучно, очень быстро почувствовал себя за рулём вполне уверенно и всё было хорошо до того дня, когда я однажды заехал к родителям, оставил машину около подъезда дома, в котором они жили, и поднялся к ним на второй этаж.

А когда вышел, машины на месте не было. Угнали среди бела дня.

Естественно, страшно расстроился, заявил в милицию. По обычаю тех времен, свои права я хранил в машине в кармашке на задней стороне солнцезащитного козырька. Так что и своих прав я тоже лишился.
На вторые сутки мне сообщили, что машина нашлась где-то на окраине города и стоит теперь на площадке около отделения милиции, откуда я могу её забрать.

Явившись туда, я обнаружил, что машина моя находится в плачевном состоянии. Поддон картера был пробит, масло вытекло, двигатель заклинило. Предстоял дорогостоящий ремонт.

Но больше всего меня огорчило совсем другое. Машину притащили на стоянку, использовав в качестве троса ремни безопасности, отрезанные в моей же машине. Связанные друг с другом, они валялись на земле, примотанные к крюку на раме под бампером. В милицейском газике не нашлось троса для транспортировки машины. Вместо чувства благодарности возникло чувство глубокой обиды к чёрствым, я бы сказал, бездушным людям, работающим в милиции. Моя машина и без того была раздолбана, так они еще добавили. К тому же моих водительских прав в машине не оказалось.

На следующий день с помощью друга я отбуксировал машину на станцию технического обслуживания.

А на третий день ко мне домой явился некий молодой человек и сообщил, что мои права нашлись и попросил с меня за них 50 рублей. Довольно приличные деньги по тем временам. Помню, я страшно возмутился. Было совершенно ясно, что это сотрудник ГАИ, может один из тех, кто машину нашёл. Я ему сказал, что дам ему 25 и ни копейки больше, а если он не хочет, то за те дни, что ремонтируется машина, мне легче пойти и сдать экзамен, чтобы получить новые права, чем иметь дело с ним. Поглядев на меня, он согласился.

А ремни я потом развязал и прикрутил проволокой к огрызкам, оставшимся в машине. В таком виде они выполняли лишь декоративную функцию, но, к счастью, никогда не пригодились мне по прямому своему назначению. Моя тогдашняя зарплата врача не позволяла мне делать лишние расходы, ибо наступили времена, когда после работы мне иногда приходилось заниматься частным извозом, чтобы дотянуть до следующей получки.

В итоге хочу сказать, что я ненавидел советскую власть за многое, но особенно не мог простить ей того, что будучи врачом высокой квалификации, я так и не смог осуществить свою мечту - купить моим стареньким родителям путевку на какой-нибудь курорт в Крыму или на Кавказе, чтобы отблагодарить их за то, что они для меня сделали.

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin