Былое железной дороги
Жандарма потёртая форма,
Носильщики, слёзы. Свисток -
И тронулась плавно платформа;
Пропел в отдаленье рожок.
Андрей Белый
Совсем недавно мне представилась возможность посетить железнодорожный музей, расположенный в небольшом городе Дэнбери в Коннектикуте. Этот музей существует с 1994 года, часть его экспозиции размещена в здании бывшего вокзала, построенного в 1903 году в стиле романского возрождения и включённого в 1986 году в Национальный реестр исторических мест.
Коллекция старых вагонов и тепловозов находится тут же на станционных железнодорожных путях.
Я не раз бывал в музеях подобного рода, и это, вероятно, связано с ностальгическими воспоминаниями детства.
Дом, в котором мы жили, располагался в одном квартале от сортировочной горки Новосибирской железнодорожной станции. Паровоз, который у нас называли «кукушкой», затаскивал грузовые составы на горку, потом их оттуда спускали отдельными вагонами, формируя новые составы.
Я с соседскими мальчишками часто бегал к этому месту, и мы наблюдали за тем, как катятся вагоны, хотя это и было небезопасно. Развлечений в те времена было маловато.
Осмотр я начал со здания бывшего вокзала, где расположена экспозиция со старыми фотографиями, фуражками железнодорожных служащих, пуговицами от их мундиров, лампами и некоторыми орудиями труда железнодорожных рабочих.
Потом прозвенел колокол, оповещающий о том, что очередная группа посетителей музея приглашается на поездку по его территории. Поезд состоял из тепловоза, выкрашенного в голубой цвет, одного пассажирского вагона и кабуза, о котором я расскажу чуть позже.
У входа в вагон стоял розовощекий молодой кондуктор в форме железнодорожника и пробивал компостером билеты. Все желающие прокатиться уместились в один вагон и ещё остались свободные места. Мягкие сидения внутри были обтянуты чем-то похожим на коричневый, растрескавшийся от времени дерматин.
Раздались три удара в колокол, за которыми последовала пара гудков, и тепловоз двинулся в путь со скоростью пешехода.
Немолодой гид в маске надтреснутым голосом начал рассказ, держа перед собою портативный микрофон. Из-под маски глухо гундело, а звук в микрофоне периодически прерывался. Я не смог разобрать ни одного слова.
Проехав с полкилометра, поезд остановился около поворотного круга. Все вышли из вагона, и уже на открытом воздухе гид продолжил своё повествование.
Поворотный круг с моей точки зрения очень похож на ферму поворотного моста, которую могут развернуть вдоль течения реки, чтобы пропустить суда. Так и здесь, но разница в том, что на ферме поворотного круга имеется рельсовый путь, на который въезжает, например, паровоз. После этого ферму можно повернуть на 180 градусов и паровоз может тянуть состав в обратный путь не двигаясь тендером вперёд, то есть задним ходом.
Я заснял круг, а затем сфотографировал, разумеется с их согласия, нашего румяного кондуктора и седобородого машиниста тепловоза, от которого узнал, что наш локомотив был выпущен в 1947 году.
Тем временем все вернулись в вагон и наш поезд двинулся назад, но пока он стоял, перевели стрелку, и мы двигались слегка другим путём.
После возвращения в исходную точку каждый получил возможность побродить меж железнодорожных путей, разглядывая стоящие на рельсах разнообразные тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны, а также цистерны и кабузы.
Там я обнаружил единственный в музее паровоз, который был построен в 1907-м году. Поднялся в кабину машиниста, где среди многочисленных вентилей и переплетения труб свисал с потолка шнурок с ручкой, соединённый с колоколом, укрепленным снаружи над котлом паровоза. Дети дергали за ручку и колокол громко звенел.
К сожалению, около многочисленных экспонатов, стоявших на рельсах, не было никаких табличек с текстами, на которых имелась хотя бы минимальная информация, например, с указанием года производства того или иного вагона или тепловоза и их предназначение. И вообще приходится отметить, что большинство экспонатов находится в весьма плачевном состоянии. Лишь несколько из них отремонтированы, приведены в надлежащее состояние и подготовлены для посещения гостями музея.
Самыми интересными были два экспоната: кабуз и почтовый вагон.
Последний был построен в 1910 году для Пенсильванской железной дороги и использовался на перегоне между Нью-Йорком и Чикаго.
Девять сотрудников железнодорожной почтовой службы были заняты сортировкой почтовых отправлений, пока поезд двигался от одной до другой станции. Вдоль стен внутри вагона висели мешки с почтой и, помимо этого, там было множество ячеек, под каждой из которых была надпись с названием населённого пункта.
Каждый сотрудник был вооружён и проинструктирован, как пользоваться своим пистолетом в случае необходимости.
Интересно, что почта могла быть подобрана на ходу при скорости поезда до 25 миль в час с помощью специального приспособления, которым почтовик мог захватить мешок с письмами и бандеролями, подвешенный на специальном кране вблизи от проходящего мимо вагона.
Теперь несколько слов о кабузах - вагонах с размещенным над их центральной частью застекленным куполом. Эти специальные вагоны (Caboose) цепляли в самом конце грузовых железнодорожных составов на железных дорогах Северной Америки начиная с 30-х годов позапрошлого века. В них размещались работники, в обязанности которых входило сопровождение груза, переключение стрелок и устранение неполадок, возникающих в пути вроде утечки масла из осевых подшипников, приводящую к застопориванию колёс. Вагон прицеплялся всегда в конец состава, потому что так было удобнее всего наблюдать за грузовыми вагонами, особенно из купола.
Внутри кабуза устанавливалась чугунная печь для отапливания помещения и приготовления пищи.
В настоящее время кабузы по своему первоначальному предназначению используются очень редко. Лишь иногда их цепляют к составу, перевозящему опасные грузы, когда требуется наблюдатель.
Чаще же всего в них катают туристов на исторических железных дорогах и на съёмках кинофильмов.
В заключение хочу сказать, что это, по моему мнению, очень неплохой провинциальный музей, переживший очень тяжёлые времена из-за длительного закрытия, связанного с пандемией. Он вновь открылся совсем недавно, и я благодарен его сотрудникам за предоставленную мне возможность вспомнить там своё далекое детство.
Август 9, 2021 @ 16:43
Боря! Всегда с интересом читаю твои статьи. Каждое великое изобретение изменяет жизнь всех людей. Паровоз-чудо техники и яркие детские воспоминания для меня. Ефим.
Август 9, 2021 @ 20:02
Спасибо, Фима. Я действительно с детства любил смотреть на паровозы.
Оставить комментарий