На днях в Оксфорде
В один из недавних майских дней съездил я в Оксфорд. Сразу хочу оговориться, что мой Оксфорд находится по другую сторону Атлантического океана от знаменитого университетского английского города, расположенного приблизительно в 90 километрах от Лондона.
Мой же Оксфорд находится в штате Коннектикут примерно в 90 милях от Нью-Йорка. Разница весьма существенная если ехать из Бруклина, но я отправился туда из соседнего городка, где гостил у сына.
Вероятно, сначала следует объяснить, почему мне захотелось посетить именно этот городок.
Недавно я перечитывал полюбившуюся мне книгу одного из самых известных русских художников эмиграции, академика американской Национальной Академии дизайна С.Голлербаха «Нью-йоркский блокнот». Там он неоднократно упоминает имя театрального художника Владимира Одинокова, с которым был лично знаком. Есть в книге и отдельная глава, ему посвящённая.
Одиноков родился в 1908 году, художественное образование получил в Москве. Когда началась война, был призван в армию, попал в плен. После разгрома Германии, не желая возвращаться в СССР, сумел укрыться в лагере для перемещённых лиц, а затем в 1949 году эмигрировал в США.
Будучи специалистом в сценографии, устроился на работу в Нью-Йоркскую Метрополитен-оперу, дорос там до начальника сценических мастерских и фактически до выхода на пенсию оставался в этой должности. Его кисти, в частности, принадлежат два декоративных панно, сделанных по эскизам Марка Шагала для нового здания оперы в Линкольн Центре, не говоря уже о декорациях к многочисленным оперным постановкам.
После ухода на пенсию Одиноков уехал из Нью-Йорка в коннектикутский Оксфорд, где построил свой собственный дом, занимался станковой живописью и прожил там до своей кончины. Был он старым холостяком, одиноким человеком, так что его фамилия неким мистическим образом определила его судьбу.
Владимир Одирноков умер в 1997 году и похоронен на кладбище при Новодивеевском монастыре.
Я поехал в Оксфорд с наивной надеждой найти там следы пребывания этого заметного представителя второй волны русской эмиграции. Думал, что смогу отыскать какую-нибудь мемориальную табличку или хотя бы небольшую улочку, носящуюся его имя.
Оксфорд городок старинный, но маленький. Первые английские поселенцы появились здесь в семидесятых годах XVII века, двигаясь вглубь страны из соседних городков Дерби, Стратфорда и Нью-Хейвена. Они купили земли у индейцев из местных племен погассет и потатук. Первые границы деревушки были обозначены в 1680 году, но отдельным поселением она была признана лишь более чем через сто лет, в 1798 году. Оксфорд долгое время оставался сельским поселением, с лесопилками, мельницами и отарами тонкорунных овец. В середине XIX века мелкие фермы здесь процветали, но строительство в этих местах железной дороги, вызвало отток населения, а оставшиеся фермерские хозяйства перешли на выращивание кур и молочное животноводство. Однако и эти фермы пришли в упадок после прокладки скоростных дорог, что облегчило сельским жителям поиск работы в соседних городах. И только строительство аэропорта в 1969 году и возникновение вокруг него индустриальной зоны открыло новые возможности для развития города. Сейчас в нем проживает около 13-ти тысяч человек.
Свой поиск я начал запарковавшись недалеко от Центральной школы города. Возле неё на поляне увидел большую гаубицу. Подошёл к пушке, но никаких табличек около неё не обнаружил и почему она установлена рядом со школой объяснения нигде не было. Заметил только на металлической табличке от производителя пушки, что она была построена в 1955 году. Значит могла быть ветераном вьетнамской войны. А может стреляла где-то ещё.
Обойдя школу, вышел к большому стадиону, на котором две команды играли в бейсбол.
Пройдя немного назад, я оказался около симпатичной, открытой, пристроившийся на краю обширной зелёной поляны, беседки, в которой, видимо, на репетицию собрался небольшой оркестр, состоявший из пяти гитаристов и одной скрипачки. Все музыканты были явно пенсионного возраста. Они очень неплохо играли что-то в стиле кантри, а их руководитель ещё и пел довольно приятным голосом. Две женщины - ровесницы исполнителей, танцевали под музыку. Ещё один мужчина сидел на скамейке в сторонке. Я остановился послушать игру оркестрика. Музыканты меня не замечали, а женщины мельком глянув в мою сторону, продолжали танцевать. К сожалению, я подошёл к концу репетиции, баллада закончилась, и раздались аплодисменты. Хлопали танцорши и мужчина, сидевший в сторонке. Я к ним присоединился. А тем временем женщины направились к своим гитаристам, а мужчина к скрипачке. Ясно было, что это супружеские пары. Музыканты начали складывать свои инструменты.
Я к ним подошёл, сказал, что мне понравилась их музыка и узнал от них, что на этой поляне устраиваются самодеятельные концерты для жителей города, а беседка в таких случаях служит сценой.
А я подумал, как замечательно люди здесь проводят время вместе.
Воспользовавшись случаем, спросил у них о русском художнике, жившем здесь в конце прошлого века, но никто из них ничего о нем не слышал.
Отправился от беседки, куда глаза глядят, и оказался около местной пожарки, за которой располагался небольшой, но очень симпатичный пруд с лесистыми берегами, на открытых участках которых спокойно разгуливали дикие гуси с выводками маленьких гусят. Пруд носит имя Чарльза Кёрка, местного жителя, борца за сохранение природы и энтузиаста рыбной ловли.
А сразу за ним обнаружился Oxford Town Hall - длинное приземистое одноэтажное здание, над центральным входом в которое располагалась башенка, увенчанная позолоченным флюгером.
С левой стороны от входа находится там скромный мемориал в виде летящего над скалой орла и бронзовой табличкой со стихотворным посвящением жителям городка, которые в разное время несли службу в американской армии.
От муниципалитета я вернулся к машине, проехался по паре пустынных улочек, сфотографировал местную церковь и городскую таверну. Спросить про русского художника было решительно не у кого.
Вырулив на 67 дорогу, я проехал немного вперёд, но город очень быстро закончился, и я, не солоно хлебавши, развернулся и отправился в обратный путь. Однако, не могу сказать, что съездил в Оксфорд зря. Мне удалось там, правда, лишь чуть-чуть, но ещё разок прикоснуться к спокойной, размеренной, устоявшейся жизни людей в маленьких американских городках Новой Англии.
Май 23, 2021 @ 13:33
Борис, вы большой энтузиаст! Спасибо за интересную статью!
Май 23, 2021 @ 15:27
Боря! Благодаря тебе я представил себе американский Охфорд. В анлийском Охфорде я был, есть разница.
Спасибо за интересную статью. Фима
Июнь 1, 2021 @ 11:55
Леонид, хоть и с запозданием (по объективным причинам) хочу поблагодарить вас за оценку моего очерка. Спасибо!
Июнь 1, 2021 @ 12:01
Спасибо, Фима, за твой комментарий. Я в английском Оксфорде не бывал, а хотелось бы. Может ещё побываю, но времени остаётся всё меньше. Но надеюсь, что ты мне о нём расскажешь.
Оставить комментарий