Путешествие в Чураевку
Все началось с того, что роясь в своих книгах, я обнаружил первый и шестой тома эпопеи Георгия Гребенщикова «Чураевы». В первом опубликован роман «Братья», а в шестом - «Океан багряный». Оба тома я купил лет десять назад на блошином рынке. Помню, сразу принялся за чтение, так как на внутренней стороне мягкой обложки шестого тома были напечатаны хвалебные отзывы об этой эпопее, написанные Николаем Рерихом, Фёдором Шаляпиным, Надеждой Плевицкой, генералом П.Красновым, Максимом Горьким, а также цитаты из парижского издания «La Vie Litteraire» и Римской газеты «La Stampa».
Должен признаться, что далеко я не продвинулся: очень уж медленно и тягуче развивалось действие. Времена изменились, сейчас никто не пишет шеститомные эпопеи, а романы умещаются на двухстах страницах.
В этот раз, перелистывая книги, я задержался на вступительном слове автора, которое предваряет роман «Океан багряный». Начинается оно так: «Находя вполне основательным ропот читателей на запоздание в выпуске дальнейших очередных томов эпопеи, автор должен признать, что для этого были довольно серьезные причины, не только материального, но и морального порядка. Об этом периоде между пятым и шестым томами, истинное состояние автора знают только беспредельные пути Соединённых Штатов да камни и дикий лес в американской Чураевке».
Год выхода тома в свет нигде не указан, но несомненно это конец двадцатых или самое начало тридцатых годов прошлого века. Однако сообщается, что он был отпечатан в типографии К-ва Алатас в Чураевке. Ниже идёт текст на английском языке: Printed by Alatas Co., Churaevka, Southbury, Conn.
Упоминание о Чураевке и особенно о городке Southbury меня зацепило. Я немало читал об этой русской деревне в Америке, основанной эмигрантами первой волны. Узнал я о ней довольно скоро после переезда в США, то есть лет двадцать, если не больше, назад. Читать о Чураевке было интересно, но я никогда не собирался в ней побывать.
Но в этот раз я вдруг обнаружил, что и название Саутбери мне знакомо, потому что мой сын с семьей живет примерно в двадцати милях от этого места в соседнем городке. И я решил, что грех туда не съездить. И сделал это в середине февраля.
Однако, прежде чем писать о том, что я там увидел, хочу всё же сказать пару слов о Чураевке, внесенной в 1988 году в Национальный регистр исторических мест, и городке Саутбери, на краю которого она расположена.
Небольшой город Саутбери, в котором согласно переписи 2010 года проживало около двадцати тысяч человек, находится относительно недалеко от крупных коммерческих и деловых центров Коннектикута. До столицы штата Хартфорда от него всего 40 миль, а до Нью-Йорка - в два раза больше, но и это расстояние при желании тоже не трудно преодолеть на автомобиле.
Нынешняя территория города начала заселяться белыми колонистами со второй половины XVII столетия. К началу XIX века в городе существало достаточно много таких предприятий местной промышленности, как кожевенные и спиртовые заводы, а также мельницы. Их появлению способствовало строительство гидроэлектростанций на близлежащих реках Помпераг и Хаусатоник, обеспечивающих предприятия дешевой электроэнергией.
Несмотря на это, лишь относительно недавно Саутбери из сельского фермерского городка превратился в современный город, чему способствовало развитие траспортной сети и особенно открытие здесь в 1987 году большого офиса и исследовательского центра компании IBM.
В самом начале двадцатых годов прошлого века в окрестностях тогдашнего Саутбери существовали очень небольшие дачные поселки. В одном из них, расположпенном в дальнем конце Главной улицы городка, владел дачным домиком сын Льва Толстого Илья. Георгий Гребенщиков приехал с женой в Америку в 1924 году, и вскоре граф Илья Толстой пригласил его к себе на дачу. Именно тогда и родилась идея создать здесь русское посление.
Была куплена земля и началось строительство Чураевки. Идею финансово поддержали многие русские эмигранты, в числе которых были С.В.Рахманинов, И.И.Сикорский, Ф.И.Шаляпин и многие другие. Название для поселения было предложено Гребенщиковым по имени вымышленной деревни, которую основал на Алтае герой его романа и глава династии Чураевых Агафон.
В период своего расцвета в 30-х годах прошлого века Чураевка стала притягательным местом для русской интеллигенции, в том числе и для её выдающихся представителей, своеобразным культурным центром. Там бывали, кроме упомянутых выше деятелей искусства и науки, композитор А.Гречанинов, художник Н.Рерих, актер и режиссер М.Чехов, хореограф М.Фокин и другие известные люди. В Чураевке была своя типография и издательство “Алатас”, где печатались книги на русском и украинском языках, и в первую очередь произведения самого Г.Гребенщикова. Представители чураевской русской общины поддерживали широкие международные связи с разбросанными по миру эмигрантскими сообществами.
В 1932 году на пожервования было начато строительство часовни, проект которой разработал Николай Рерих. Он же расписал иконостас. В следующем году работа была закончена и часовню освятили, назвав ее в честь св. Сергия Радонежского.
К сожалению, после смерти графа Толстого и отъезда самого Гребенщикова во Флориду в связи с приглашением его туда на работу, Чураевка с 1942 года стала приходить в упадок. Сейчас это просто историческое место, где сохранились некоторые следы былой русской деревни.
В середине февраля, когда после обильных снегопадов расчистили дороги, я поехал в Саутбери. Навигатор точно вывел меня к нужному месту. Остановился на обочине Kiev Dr. прямо напротив сложенной из дикого камня очень небольшой часовни. Она стояла в небольшой лощине на высоком берегу реки Помпераг.
Вышел из машины. Сразу за обочиной громоздились сугробы. Ни машин, ни прохожих не было. Часовня походила на куб с четырехскатной крышей, над центральной частью которой возвышалась маленькая, когда-то позолоченная, а сейчас облезлая луковка с крестом. На стороне куба, обращенного к дороге, находилась деревянная дверь, покрашенная в коричневый цвет, а над ней - треугольный фронтон с изображением Святой Троицы.
Сфотографировал часовню с разных строн, переходя вдоль дороги вправо в влево. В боковых стенах часовни были прорублены узкие, похожие на бойницы, окна. Неподалеку стояли два небольших частных дома. Заснял и их, а также прибитый к дереву деревянный указатель с названием улицы и номера дома - 101 Russian Village Rd.
Посмотрел на полученные снимки, и они мне не понравились, потому что до часовни от обочины было далековато. За лучшими фотографиями пришлось полазить по снегу. Я бы на это мероприятие не решился, так как был неправильно экипирован. Но кто-то передо мной, вероятнее всего вчера, оставил в снегу глубокие следы, ведущие прямо к часовне. Ступая по этим следам, я смог подобраться к ней достаточно близко, а также к расположенной рядом звоннице, но всё равно набрал снега с ботинки.
Звонница представляет собой простой деревянный брус, к которому прикреплены четыре разных по размерам и форме колокола. Все это простецкое сооружение покоится на двух тостых покосившихся досках, которые давно бы упали, если бы не пара стоящих рядом старых дерева. Забвение и запустение. Жаль.
Выбравшись на дорогу, сфотографировал еще деревянный синий знак, стоящий на противоположной её стороне с надписью Churaevka Village, National Register Historic District. Settled in 1923. Больше смотреть было нечего.
Проехал в центр Саутбери. Всё там было заметено снегом, магазины закрыты, ни к чему не подойти.
Сфотографировал только большие амбары, которые стоят прямо на Главной улице, как еще одно напоминание о прошлом этого городка.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий