Любители помёрзнуть

Среда, Январь 27, 2021

В наступившем году мне уже дважды удалось побродить по лесу в соседнем с нашим штатом Коннектикуте. Первый раз сразу после Нового года, а второй - через три недели после этого.

Зимний лиственный лес в здешних краях однообразно серый с вкраплениями зелёного от сосен и елей. Выпадавший пару раз снег тут же растаял, и лишь его остатки затаились у северных склонов неглубоких ложбин и выходов скальных пород. Но лес остался лесом со своими деревьями, местами увитыми лианами, кустами и сухими травами, завалами валежника и пятнами лишайников на голых скалах.

В тот первый день нового года верховой ветер гулял над лесом, и деревья дружно кивали друг другу голыми ветками и непрерывно шумели. От этого в лесу стояла странная шумная тишина: ни криков птиц, ни журчания ручейка, лишь белый шум. Других звуков вокруг не было. Только в одном месте раздавался негромкий скрип, будто кто-то открывал и закрывал дверь на несмазанных петлях. Я без труда отыскал источник звука. Это терлись друг о друга два стоящих совсем рядом дерева - одно высокое, мощное и раскидистое, другое пониже, тонкое и гибкое. Я сразу же вспомнил слова из песни про тонкую рябину, которая мечтала перебраться к дубу, чтобы перестать гнуться и качаться. И, по всей вероятности, ей это удалось в здешнем лесу. Теперь она прижималась к дубу под порывами ветра и терлась слегка о его могучий ствол, благодаря за опору и защиту.

Я шёл по еле заметной лесной тропинке, вдыхал свежий прохладный воздух и смотрел по сторонам, пытаясь найти что-нибудь интересное. И нашёл!

Сырые, пасмурные и достаточно холодные зимние деньки оказались райскими для лишайников, мхов и некоторых грибов, растущих на валежнике. Эти любители помёрзнуть почувствовали себя в родной стихии и поспешили захватить побольше места под пасмурным небом. Они явно благоденствовали и превосходно себя чувствовали, несмотря на периодические ночные заморозки.
Самыми первыми попались мне на глаза остатки довольно толстых древесных стволов почти сплошь покрытые густым зелёным «мехом» из мха. А рядом примостились валежины потоньше, заросшие бирюзового цвета листоватыми лишайниками.

Коряга, покрытая "мехом" из мха
Вообще разных лишайников вокруг было много и на валежнике и особенно на скалах, на которых можно было увидеть их серые, зеленоватые или розоватые кляксы. При этом, например, пятна Whitewash (побелка) lichen, оправдывая своё название, выглядели как неряшливые ляпы известкового раствора, словно кто-то собрался побелить бок скалы, но передумал, а втершиеся между ними наросты Christmas lichen чуть отсвечивали розовым.

Стволы некоторых больших, старых деревьев ближе к комлю казались забрызганными зелёной краской. Можно было подумать, что неведомый художник смахнул лишнее с кисти перед тем как приступить к работе над лесным пейзажем. Такими «брызгами» выглядят пятнышки так называемых пылевых лишайников, основное тело которых состоит из затвердевших сверху скоплений маленьких шариков водорослей, обёрнутых грибком. По английски замеченные мною “брызги” называются Fluffy dust lichen, что по-русски звучит как лишайник Пушистая пыль.

Лишайник Пушистая пыль
Должен сразу сказать, что все названия своих находок я определил с помощью программы iNaturalist, установленной в моём телефоне. К сожалению, она не всегда может распознать найденный объект, хотя в большинстве случаев справляется со своей задачей. Не смотря на этот недостаток, я могу рекомендовать iNaturalist всем, кто хоть немного интересуется жизнью окружающей природы, и тогда растущие вокруг неведомые деревья, кустарники, дикие цветы и травы, а также жучки, паучки, бабочки и прочие представители растительного и животного мира обретут для вас свои имена. А зная имя, легко отыскать хотя бы некоторые сведения о своей находке.

Итак, вооруженный этой программой, я принялся изучать не столько мхи и лишайники, сколько многочисленные грибы, которые росли на пнях, сухостое и упавших деревьях, а также на корягах, сухих ветках и сучках, в изобилии валявшихся на земле.

Сначала я обратил внимание на обломок ветки, на которую кто-то стряхнул пару ложек густой сметанной приправы, а потом её слегка размазал и немного присыпал порошком растворимого цикория.

Так выглядел Ирпекс молочно-белый (Irpex lacteus) - обычный корковый гриб, достаточно широко распространенный в регионах с умеренным климатом. Тут же валялись ветки, оккупированные листоватым лишайником.
Ирпекс молочно-белый и листоватый лишайник
А на проплешинах другой сухой ветки, заросшей тем же лишайником, который, кстати говоря, попадался чуть не на каждом шагу, угнездились маленькие, размером с бельевую пуговицу, очень симпатичные грибочки, похожие на звездочки или миниатюрные ромашки необычного кофейного цвета с многочисленными тонкими лепестками. Вероятнее всего это были молоденькие грибочки Tраметеса березового.

Пуговки Траметеса берёзового
Позже, когда выходил из леса, около дороги увидел в трещине старого спиленного дерева полоску оранжево-желтых, похожих на полупрозрачное желе, слившихся друг с другом грибочков, которые называются Orange Jelly Spot.

 Дакримицес золотистоспоровый
Должен сказать, что названия некоторых грибов не имеют аналогов в русском языке. В таких случаях обычно используется латинское родовое название с добавлением перевода на русский язык названия видового. Например, латинское, то есть научное, название этого желеобразного гриба - Dacrymyces chrysospermus, а в упоминаниях о нем на русском языке его называют Дакримицес золотистоспоровый.

В эту первую посленовогоднюю вылазку в лес я нашёл ещё несколько других древесных грибов. Это были обычные трутовики.

В следующий свой приезд в Коннектикут, я подбил на прогулку по лесу своего десятилетнего внука.

Отойдя совсем недалеко от дома, мы увидели на земле обломок толстой сухой ветки почти сплошь покрытой плотными кучками перезревших дождевиков. Американцы называют этот гриб Stamp Puffball, а его русское название - дождевик грушевидный.

В молодом возрасте этот гриб вполне съедобен. Сейчас же он превратился в перевернутые колбочки, заполненные спорами. Внук взял палку и принялся колотить ею по грибам, и из них густо повалил бурого цвета «дым». «А ещё говорят, что нет дыма без огня», - сказал мой начитанный внук. «Есть!» - уверенно заключил он, вдоволь насмотревшись на поднявшиеся в воздух облачка буроватых спор.

Дымит Дождевик грушевидный
Мы углубились в лес и почти сразу оказались в царстве мхов, лишайников и трутовиков или как их ещё называют грибов-скобок. Но не только. На старой валежине обнаружилась группка внешне довольно симпатичных грибочков с коричневыми шляпками на светло-коричневых ножках. Моя программа iNaturalist сообщила мне, что эти симпатюшки называются Funeral Bell, то есть похоронный колокол. Это как-то сразу насторожило.

Галерина окаймлённая
Оказалось что эти широко распространённые в Северном полушарии грибы, которые по-русски называются Галерина окаймлённая, чрезвычайно ядовиты, так как содержат те же токсины, что и бледная поганка. Мы не стали к ним даже прикасаться.

Под конец прогулки мы наткнулись на большое поваленное дерево, обросшее белыми трутовиками, похожими на уши. Наверное оно отрастило их у себя на стволе, чтобы на прощание внимательно прислушаться к любимым звукам леса: шуму соседних деревьев, переговорам воробьев, поползней и парочки красных кардиналов, журчанию соседнего ручейка.

Дерево с "ушами"
«А ты знаешь, может быть оно подслушивает и наши с тобой разговоры», - сказал я внуку. «Да, наверное», - согласился он. «Давай уйдём отсюда потихоньку, не будем мешать ему слушать привычные голоса», - предложил я, и мы отправились домой.

1
2

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin

Лимерики Бориса Рубина, рисунки Виктора Козлова

Пятница, Январь 15, 2021

1zanzibar-custom1

Неуёмный охотник Захарий
Захотел побывать на сафари.
Прилетел в Занзибар,
Заглянул в ближний бар
И пропал в Занзибаре Захарий.

2fofanov-custom

Митрофан Феофанович Фофанов
Заказал свой любимый бефстроганов.
Позабыл Митрофан,
Что теперь он веган.
День назад им заделался в Поконо.

3titikaka-custom

Разлилось широко Титикака.
Там жил Че - весельчак и гуляка.
Он ловил на каяке
Пескарей в Титикаке.
А потом пил текилу со смаком.

4repa-custom1

Председатель колхоза «Бог в помощь»
Был умён, как пропаренный овощ.
Почесав свою репу,
Приказал принесть репу,
Чтобы высадить возле райкома.

5patrokl-custom1

Слух прошёл, что Патрокл сильно окал,
А Геракл, говорят, только акал.
Хоть Патрокл именит,
Но Геракл - московит,
Наш российский прославленный сокол.

6frik-custom

Дикий фрик Иннокентий Обглодок
Был цветистый, как зимородок:
Золотые власы,
Голубые усы
И в зелёной хвое подбородок.

7travka-custom

Тимофей их посёлка Болотное
Всласть покуривал травку улётную,
И любимцу-коту
Покупал наркоту,
Чтобы сделать счастливым животное.

8tit-custom

Подхватил Тит ковид. И чтобы
Излечиться от этой хворобы,
Окунулся он в бочку,
Съел сосновую почку,
И на свалку выбросил обувь.

9covid-custom

Обнаружено два новых вида
Надоевшего людям ковида.
Подналяг, медицина,
Обеспечь нас вакциной
От всех видов презлого ковида!

10stas-custom

Проводив этот год високосный,
Укололся, хоть с миною постной,
Как мужчина примерный,
Стас вакциной Модерна.
И чихает на вирус несносный.

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin

По закоулкам Floyd Bennett Field

Воскресенье, Январь 10, 2021

В конце декабря перед самым Новым годом выдалась пара хороших солнечных деньков, и в один из них я решил поехать на Floyd Bennett Field. В прошедшем году я бывал там много раз, потому что для меня гораздо легче попасть туда, чем, например, в замечательный Prospect Park, добираться до которого по городским улицам занимает у меня в три раза больше времени, чем по Белту до Поля. А там есть лесные тропинки, зелёные поляны, широкий простор и длиннющая береговая линия.

Этот бывший аэропорт угнездился на обширном, частично созданным искусственно, полуострове в юго-восточной части Бруклина, клином вторгшемся в Jamaica Bay, который ограничивает его территорию с востока и юга. С севера его омывает Mill Basin Outlet, а с юго-запада частично Dead Horse Bay.

Я не хочу пересказывать историю создания этого аэропорта, так как она достаточно хорошо известна. Напомню только, что этот первый муниципальный аэропорт Нью-Йорка официально был открыт для коммерческих полётов в мае 1931 года, а в 1972 году был преобразован в Национальную зону отдыха. По сей день там сохранилось много имеющих отношение к авиации памятников архитектуры 30-х годов прошлого века. Например, двухэтажное административное здание с 4-этажной башней управления полетами и ангары, украшенные в стиле ар-деко. Многие из этих сооружений включены в Национальный реестр исторических памятников.

Стоит лишь добавить, что в годы Второй мировой войны здесь базировались несколько подразделений морской авиации Атлантического флота США, были построены причалы для гидросамолётов. И в наши дни южный участок Floyd Bennett Field используется военными и закрыт для посторонних.

Я любил бывать на Поле и мне казалось, что я объездил и обошел все его закоулки, но в тот день нашел еще одно местечко, куда не заглядывал раньше.

Это была прибрежная полоса, тянущаяся вдоль Jamaica Bay к югу. Берег там, как и во многих других местах, укреплён сплошным ограждением из широких и толстых деревянных брусьев, сохранившихся ещё со времён строительства аэропорта. В результате выйти на прибрежную полосу удобно далеко не везде, но в одном месте там сделано нечто вроде широкого бетонного пандуса, ведущего к самой воде. Вот по нему-то я и спустился на песчаный пляж и отправился в южную сторону. Пойти туда по верху невозможно, потому что проход закрыт. Вообще в тот день мне повезло, так как был отлив. Во время прилива пляж полностью оказывается под водой и, естественно, в такое время пройти по нему тоже совершенно невозможно.

Не спеша брёл я вдоль берега. Было солнечно и красиво вокруг. Небольшой ветерок слегка подгонял волны в заливе и дул в паруса белым кучевым облакам, плывущим по голубому небу.
На песке валялось много ракушек, похожих на складные ножи или старые опасные бритвы из-за узких, вытянутых в длину раковин. Здесь таких ракушек называют jackknife или razor clam. Стоит заметить, что они съедобны и очень вкусны. Сам пробовал. По-русски эту ракушку зовут морской черенок.

Местами пляж выглядел так, будто по нему прошлись большой расчёской: песок на нем лежал красивыми мелкими волнами. Можно сказать точный отпечаток ряби на поверхности морской воды, выплеснувшейся на берег и затем испарившейся.

"Расчесанный" пляж
В общем-то обычная картина, но было в тот день на этом берегу и нечто особенное, а именно много мёртвых рыбин размером приблизительно с обычную селедку. С помощью встроенной в мой телефон программы iNaturalist, я определил их как атлантический менхэден (Atlantic menhaden). Многие из них были расклеваны чайками, но зрелище это глаз не радовало, так как раны на рыбах были пропитаны красной кровью.

Aтлантический менхэден
Однако, глядя на них, я понял, что это те самые рыбы, которые заполнили воды канала на Шипсхэд Бее 29 ноября прошлого года.

Менхэдэн в канале
Тогда, стоя на мостике через канал, я с удивлением смотрел на большие косяки серебристых рыб, плавающих у самой поверхности; многие выскакивали из воды, от чего временами казалось, что она кипит. Над рыбами плавали утки. А еще выше над водой с криками носились чайки. Никогда раньше такого не наблюдал, хотя живу в этом районе Бруклина уже много лет. Сделал несколько фотографий этого чуда.

Немало удивлённые люди, толпившиеся вокруг, высказывали самые фантастические теории о происхождении случившегося. Например, один из присутствующих, представившись рыбаком с тридцатилетним стажем, заявил, что это стая шипсхэдов, которые, якобы, зашли в залив на нерест.

Я ему не поверил, потому что если хоть раз посмотреть себе под ноги, прогуливаясь вдоль канала, то около входа на каждый пирс, можно увидеть вделанные в асфальт металлические розетки с изображением рыб, которые водятся в здешних прибрежных водах. Есть там и изображение шипсхэда. Так вот он совершенно не похож на ту рыбу, что переполнила канал в тот день. Кроме того, шипсхэд в наших местах встречается довольно редко.

Дома залез в Интернет, но определить какую рыбу я видел, мне не удалось. В общем вопрос остался открытым. И вот теперь, спустя месяц, загадка разрешилась.

Атлантический менхэден - океаническая стайная рыба. В пищу её не употребляют из-за резкого неприятного запаха. Тем не менее она является объектом промысла. Из неё готовят рыбную муку, используемую в качестве корма для сельскохозяйственных животных и птиц, а также как удобрение.

А теперь пара слов о рыбаках. Вдоль всего побережья Floyd Bennett Field стоят знаки, предупреждающие о том, что не только купаться, но и просто заходить в воду здесь запрещено из-за её сильного бактериального загрязнения, а также тут нельзя собирать моллюсков.

Однако рыбаков со спиннингами на берегах Поля можно встретить чуть ли не во все времена года, и далеко не каждый из них ловят рыбу, чтобы тут же её отпустить. Прошлым летом я сфотографировал пару женщин, которые ловили там рыбу с помощью небольшого невода. А жизнерадостный мальчишка лет 8-9-ти, видимо сын одной из них, вытаскивал пойманную рыбешку и опускал в пластиковый мешок.

Рыбачки с неводом
Однако, вернёмся на пляж. По дороге сфотографировал там старый, полуразрушенный причал. Вскоре после него завиднелась бетонная, уходящая в воду стена, построенная попрёк пляжа. Дальше ходу не было.

 Старый причал
Когда до неё оставалось пройти метров тридцать, услышал позади себя громкий свист. Осмотрелся по сторонам. В это время я проходил мимо длинного здания на высоком берегу. Из открытого окна на третьем этаже высунулся мужик и свистел мне, сунув палец в рот и показывая другой рукой, чтобы я возвращался. Видимо, я забрёл куда-то не туда. Я развернулся и пошел назад. Он крикнул мне: “Thank you!” Я помахал ему в ответ, дошагал до пандуса и поднялся по нему на берег. Сел в машину и поехал домой.

1
2

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin