Дополнение к странице на Интернете
Сейчас на Интернете можно найти много страниц (например, ex.24smi.info, realistpress.com, 360photonews.com, urapress.com), на которых публикуются старые фотографии из бывшего СССР. Обычно они подаются под заголовками типа «60 фактов о жизни в Союзе, которые «вылечат» ностальгию» или «Детство в СССР было не таким как сейчас: архивные фото».
Признаюсь, я всегда просматриваю такие подборки. В большинстве случаев они бывают, с моей точки зрения, достаточно интересными. Однако, наткнувшись однажды на подборку «50 фотографий времён таинственного Союза», я подумал, что если для кого-то Советский Союз и является таинственным, то только не для меня.
В США я живу уже четверть века, но в СССР я прожил в два с лишним раза дольше, и за это достаточно долгое время успел набраться столько незабываемых впечатлений, что они до сих пор хлещут из меня через край, особенно когда я рассказываю о своей юности моим внукам.
И однажды, чтобы проиллюстрировать свои рассказы, я достал наш старый семейный альбом, в котором сохранилось немало фотографий, сделанных зеркальным фотоаппаратом «Любитель» мною самим и моими друзьями в конце пятидесятых годов прошлого века. Эту камеру подарил мне отец на день рождения.
После нескольких просмотров я решил дополнить интернетовские галереи фотографиями из собственного альбома. Только, пожалуйста, не пугайтесь. Я не собираюсь показывать вам полсотни фото своих ближайших родственников, выбрал совсем другие, хотя люди там, конечно, присутствуют. Решил ограничиться всего восемью снимками. Правда, качество их далеко от идеального, но прошу сделать скидку на то, что снимали их неопытные фотографы, а проявлял и печатал их я сам. Тем не менее, они, по-моему, вполне могут дополнить галерею фотографий, размещённых на Интернете, так как на них запечатлены реалии канувшей в Лету советской эпохи.
Хочу обратить внимание ещё на один важный момент. Как все начинающие фотографы-любители, я старался запечатлеть на плёнке своих родителей, сестру, ее подружек и своих друзей. Но глядя на те старые снимки, я теперь понимаю, что для постороннего глаза самым ценным на них являются не сами персонажи, а задний план, антураж, фон, на котором они сделаны, хотя именно об этом я думал тогда меньше всего.
Именно задний план красноречиво показывает то, как жили советские люди в начале и середине пятидесятых годов прошлого века.
Все снимки сделаны в Новосибирске - городе, где я родился, вырос и учился.
Начну с фотографии, сделанной в 1953 году во дворе дома, в котором прошли мои детство и юность. Летним днем я стою на фоне развешанного для просушки белья. Естественно, фотографировали меня, но самым интересным на снимке является не моя персона, а как раз фон, на котором герой запечатлен.
Вид развешанного на веревке белья сразу возвращает во времена, когда о существовании стиральных машин в СССР еще не подозревали. Стирка была тяжелым ручным трудом. Прекрасно помню стиральную доску, похожую на деревянную раму с ножками со вставленной в неё волнообразно-ребристой металлической оцинкованной пластиной. На ней мама стирала наши майки, рубашки и прочие мелкие вещи.
Крупное же белье вроде простыней и пододеяльников кипятили в выварке - большой, примерно на 15 литров кастрюле из оцинкованного железа. Содержимое этого бака периодически перемешивали палкой или специальными деревянными щипцами.
Потом выстиранное и прокипяченное белье выносили во двор на просушку. Натягивалась веревка между сараями, и чтобы она не провисала, в паре мест ставились подпорки, в качестве которых использовались длинные штакетины. В каждую, близко к верхушке, вбивался под небольшим углом гвоздь. Получалось некое подобие рогатки. В неё и укладывалась веревка. Под тяжестью белья она надежно держалась в рогульке штакетины, хотя та могла качаться под порывами ветра. В зимние дни белье не только сохло, но и вымораживалось, поэтому снимая с веревки, например, простыню, нужно было складывать её очень аккуратно и неспеша, чтобы не поломать. Но как свежо пахло такое бельё, занесённое домой с мороза! И как тяжел был труд женщины, которая занималась домашней стиркой после восьмичасового рабочего дня!
Следующее фото сделано в начале весны 1954 года. Городская улица недалеко от самого центра города с протоптанной в снегу тропинкой. Снега уже мало, так как большая часть его растаяла. Постепенно он исчезнет совсем таким вот естественным путем, так как его никогда специально не убирали.
А теперь мой снимок, 1955 год. Я сфотографировал нашу соседку тётю Еню, которая стоит около собственного автомобиля “Победа”. Редко кто мог позволить себе в те годы такую роскошь. С этой “Победой” связаны как юмористические, так и трагические истории. О последних я говорить не буду, а одну забавную расскажу. Сын тети Ени - великовозрастный балбес, который был старше нас на 5-6 лет, долго жаловался ребятне во дворе, как невероятно трудно сдать пуд, чтобы получить разрешение управлять машиной. Мы недоумевали, пуд чего надо сдать? Потом выяснилось, что пуд это «правила уличного движения», как пояснил страдалец, вдоволь покуражившись над нами.
На следующем снимке запечатлены три одноклассника зимой 1954 года. Я сижу на ветке в подшитых пимах. Так в Сибири называли валенки. Когда я смотрю на эту фотографию, всегда вспоминаю частушки про пимы. Хочу заранее предупредить, что в сибирском говоре в глаголах часто опускался звук “е”:
Мой миленок - пимокат,
Хорошо пимы катат,
Хорошо катат пимы -
Их хватат на ползимы.
Видимо, мои пимы были сработаны именно этим пимокатом. До окончания зимы было ещё далеко, а пимы уже пришлось подшивать.
А теперь пара снимков, где я запечатлен в сентябре 1956 года со своими одногруппниками, будучи студентом первого курса Новосибирского медицинского института. Перед началом занятий нас всех отправили в Маслянинский район Новосибирской области на уборку льна. Мы сфотографировались около льномолотилки. Стоит обратить внимание, что почти все ребята и девчата одеты в одинаковые телогрейки. Только у ребят на головах кепки, а у девушек - платки. Нормально. Кстати, для тех, кто не помнит. Телогрейка - это стёганая ватная куртка.
На втором снимке представлена четверка всадников, сидящих на лошадях без сёдел и стремян. Девчонки взобрались на лошадей только для того, чтобы сфотографироваться. Лошадей закрепили за ребятами, так как нам вменили в обязанность перевозить снопы льна с поля к льномолотелке на волокушах - двухколесных телегах с уложенными на ось тремя-четырьмя жердями, концы которых волочились по земле.
Во время работы мы бежали рядом с волокушей, а на обед скакали на полевой стан верхом, чтобы покрасоваться перед девчонками. Должен признаться, что скакать верхом на лошади без седла - малоприятное занятие, так как острый лошадиный хребет врезается сами понимаете куда. А когда лошадь бежит рысцой, тебя на каждом шагу слегка подбрасывает и снова опускает на этот самый хребет. После такой скачки некоторые ребята с трудом ходили на своих двоих, но терпели.
Теперь - первомайская фотография, сделанная в 1958 году. Мы переоделись из телогреек в пальто, но кепки остались. На улице холодно и слякотно. Я с саксофоном на груди с ребятами из своей группы. В то время я играл в институтском эстрадном оркестре, и на параде мы что-то наигрывали перед нашей колонной.
И последнее фото из этой подборки, сделанное примерно тогда же. Наша группа после занятий во дворе одной из институтских лабораторий. Задний фон говорит сам за себя. Поэтому без комментариев.
Август 6, 2020 @ 17:11
Боря! Для меня все зто очень интересно и вызывает ассоциаации . Фима.
Август 6, 2020 @ 22:25
Спасибо, Фима!
Оставить комментарий