Польза пустоты
Одной из замечательных особенностей Нью-Йорка является постоянное присутствие в разных уголках всех пяти его боро временных, под открытым небом, экспозиций произведений скульптуры, как отечественных так и иностранных мастеров. Такое постоянство временного придаёт и без того непрерывно меняющемуся облику нашего города неповторимую индивидуальность, своеобразную, изменчивую текучесть его внешним очертаниям, когда неожиданно для себя вдруг обнаруживешь среди привычного антуража какую-то новую, свежую деталь. Она неожиданно возникает в неожиданном месте, а затем столь же неожиданно исчезает, чтобы в другом облике возникнуть там же или где-нибудь на соседней улице, в парке, даже детской площадке, изменив и украсив на время привычный ландшафт конкретного уголка города.
Вот так в крошечном треугольном скверике - одном из двух с половиной тысяч подобных зеленых островков, называемых Greenstreets и возникших в нашем городе с момента принятия в 1996 году специальной программы по их созданию, в конце августа нынешнего года появилась скульптурная композиция Билла Солтиса (William Soltis) “Under the Sun”.
Как сказано в кратком описании произведения установленного в скверике, расположенном на месте пересечения трех улиц Park Place, Flatbush and 7th Avenues в Бруклинском районе Проспект-Хайтс, - “это одна из серии скульптур, живущего в Бруклине Билла Солтиса, отражающая его эксперименты с образами, узорами и линиями, когда он в процессе работы позволяет рождаться идее, а не воплощает её в уже заранее полностью сформированном виде в художестенном объекте. Скульптор часто работает с человеческими формами, которые могут быть достаточно реальными или абстрактными, плавными, угловатыми, заостренными или искривленными с активным, пассивным или эмоциональноым жестом”.
Как я понял, скульптор стремится к тому, чтобы завершенная его работа представляла собой некий союз этих элементов с окружающей средой, в которой скульптура находится.
Свои произведения Б.Солтис нередко создает из кованого металла, используя для этого, так называемую кортеновскую сталь. Этот низколегированный, погодоустойчивый сплав давно используется в ландшафтной архитектуре из-за своей функциональности. Соль заключается в том, что эту сталь не нужно защищать от коррозии. На воздухе она быстро покрывается тончайшим слоем ржавчины, которая и служит защитной пленкой, не позволяющей окислительным процессам распространяться вглубь металла. Вдобавок к этому ржавчина кортеновской стали обладет красивым оранжевым цветом. Кортен недорог, стабилен и прочен.
Именно из этого материала и выкована скульптура, названная “Под солнцем”. Она представляет собой поставленные на попа слегка изогнутые по длине фигурные металлические пластины с вырезанными в них причудливыми щелями и отверстиями. Я смотрел на пластины с разных сторон, пытаясь уловить в их абстрактных формах какие-либо намёки на реальные объекты. Нашел одну точку обзора, откуда округлая верхняя часть одной из пластин показалась мне похожей на половинку Луны с намеком на профиль человеческого лица. Но всё это очень приблизительно. И тут я вдруг вспомнил афоризм знаменитого древнекитайскго философа Лао-Цзы: “Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе”. И стал смотреть не на металлические конструкции, а на вырезы в них. И оказалось, что в эти пустоты можно почти точно вставить некоторые части скульптуры, то есть они были вырезаны из одной пластины и поставлены рядом с материнской, образовав общую композицию.
Увидеть скульптуру работы Билла Солтиса в этом месте можно будет до конца июля следующего года.
Отностительно недалеко от зеленого треугольника, где стоит скульптура “Под солнцем”, находится другая. Если свернуть с Flatbush Avenue Extension на впадающую в неё под тупым углом Fleet Street, то сразу же с правой стороны на территории Университетской площади можно увидеть произведение проживающего в нашем городе скульптора румынского происхождения Леонарда Урсачи (Leonard Ursachi) “Bunker Head”. Его работы неоднократно экспонировались в разных местах Бруклина в том числе, например, на Cadman Plaza и в Проспект парке.
“Бункерная голова” Леонарда Урсачи - это большая, стилизованная человеческая голова, напоминающая бункер, а точнее ДОТ, из амбразуры которого высунулся нос.
Свою Долговременную Огневую Точку скульптор вырезал из жесткого пенопласта и сверху покрыл её похожим на цемент материалом, используемым при строительстве зданий.
В кратком описании этого произведения указано, что “крайне стилизованне лицо отсылает нас к культовым изображениям головы в многочисленных культурах от шамана до солдата, от поэта до пророка”.
Со своей стороны могу сказать, что никаких подобных посылов при рассматривании этого ДОТа я не ощутил. При ближайшем рассмотрении легко можно было заметить, что все соружение опутано сеткой, вроде крупноячеистой марли, небрежно замазанную как бы гипсом, хотя я не слыхал, чтобы на голову накладывали подобные повязки.
В моем воображении возник образ человека, тяжело пострадавшего в какой-то катастрофе. После того, как он попал в реанимацию, его там так забинтовали, что остались видимыми только нос и край рта. Все остальное оказалось скрытым под бинтами. Таких несчастных нам любят показывать в различных детективных сериалах, когда не хотят, чтобы мы узнали в пострадавшем кого-либо из героев фильма. При этом должен добавить, что в клинике Леонарда Урсачи так неумело намотали бинты на разбитую голову, что она приобрела форму кастрюли без ручек.
А еще я вспомнил поэму А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, в которой храбрый Руслан сразил великанью голову. “Уж не та ли это голова после того, как над ней потрудился славный Руслан” - подумал я. Теперь вот вся замотана бинтами.
Но хватит фантазий. В реальной жизни само по себе это сооружение достаточно велико, но кто-то длиннорукий умудрился поставить на него красный пластмассовый конус. Такие используются в качестве ограждений во время дорожных работ.
Красный с белой полоской колпак придал скульптуре инфернально-клоунский оттенок из фильмов ужасов.
По сторонам от центральной амбразуры в стенках долговременной огневой точки проделаны как бы отверстия, которые на самом деле являются неглубокими нишами со вделанными в них зеркалами из полированной нержавеющей стали. При попытке заглянуть внутрь бункера через эти “отверстия”, видишь только самого себя. На что это автор намекает?
Все желающие заглянуть в “Бункерную голову”, чтобы попытаться разгадать загадку, могут сделать это вплоть до октября следующего года.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий