Весёлая компашка
Недавно на одной из распродаж в частном доме купил я большеразмерный альбом, на пёстрой, сделанной из толстого плотного картона, обложке которого было вытеснено золотом два слова: Post Cards.
В доме толпилось много народа, было душно, жарко, и я не имел возможности хорошенько рассмотреть, что там за открытки. Глянул мельком, перевернув пару страниц, и купил фактически кота в мешке.
Только вернувшись домой, я смог рассмотреть свою покупку. В альбоме оказалось около сотни открыток с видами европейских городов и различных туристических мест. Все они были посланы в начале 70-х годов прошлого века некой Терезе Бэйкуэлл (Theresa Bakewall), которая жила в графстве Surrey в городке Epsom. Заглянув в Wikipedia, я узнал, что этот довольно богатый городок находится фактически в пригороде английской столицы, приблизительно в 14-ти милях к юго-западу от Лондона.
Открытки слали хозяйке альбома в основном из Западной Германии, Франции, Италии и Швейцарии. Так как многие адресованные ей почтовые карточки были написаны по-немецки, я предположил, что их получательница Mrs Bakewell была немецкоязычной дамой. На этот счет у меня не осталось никаких сомнений, когда я добрался до последних страниц альбома. Но уже и до этого я получил подтверждение, что мне в руки попал альбом именно немки. Читать тексты на открытках часто было очень затруднитально из-за неразборчивого почерка, но вот несколько открыток от некоего дона Карло были только подписаны от руки. Текст же на них был напечатан на машинке, причем на немецком языке. Пришлось мне поднатужиться и вспоминть кое-что из своего школьного и институтского немецкого. Так вот, в одной из открыток, отправленной из Италии 13 июля 1973 года, я вычитал, не без помощи словаря, конечно, что дон Карло очень рад в связи с тем, что дорогой Терезе удалось навестить свою старую родину.
Заканчивая рассказ об открытках, я должен добавить, что обнаружил в альбоме ещё дюжину карточек с оповещениями о смерти различных персон.
Самое же интересное было припасено для меня в самом конце альбома, где оказалось 37 черно-белых любительских фотографий. Большинство из них были сделаны в начале семидесятых годов, но среди них нашлось около десятка снимков, сделанных без сомнения в Германии начала сороковых годов. Они-то и оказались самыми интересными, ибо персонажи, на них запечатленные, были одеты в фашистскую военную форму. К сожалению, ни на одном из снимков не указано место, где они были сделаны, но проставлены даты - 1940-44-е года.
Я полагаю, что хозяйки альбома уже давно нет в живых. Обычно фотографии из семейного альбома не продают. Они попадают на рынок только тогда, когда у его хозяина или хозяйки не остаётся наследников.
На фотографиях начала сороковых годов прошлого века фрау Бэйкуэлл, девичья фамилия которой наверняка звучит совсем по-иному, красуется среди фашистских солдат и офицеров, прежде всего моряков, причем похоже подводников. Правда, на все сто насчет подводников я не уверен, так как не являюсь специалистом по немецкой униформе времен Второй мировой войны. Но в том, что кто-то из её родственников служил на флоте можно, практически, не сомневаться.
Сама эта дама была маленького роста и выше средней упитанности, что делало её похожей на каракатицу. Тем не менее, обладательница этой фигуры в сочетании с очень редкими верхними передними зубами, явно чувствовала себя королевой. Это хорошо видно на снимке, где она в лихо сдвинутой набекрень широкополой шляпе стоит в центре, выстроившихся в шеренгу перед фотокамерой, троих моряков, один из которых держит во рту прямую курительную трубку.
Фотография эта подписана, но надпись была сделана простым карандашом и почти стерлась, ясно читается лишь дата - июль 1940. Сталин ещё дружит с Гитлером, но пройдет совсем немного времени и вполне может статься, что с этой фотографии нам улыбаются именно те подоводники, которые станут топить союзные арктические караваны в составе советских, американских и английских судов, ходивших по северным морям в Мурманск с грузами для СССР.
А глядя на фрау, стоящую в центре композиции, я невольно вспомнил один из лимериков известного английского художника и поэта позапрошлого века Эдварда Лира (в переводе Г.Кружкова):
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
“До чего ж эта дама приятная!”
Не следует думать, что я описываю эту немку с предвзятостью. В данном случае я просто констатирую факт, прекрасно понимая, что среди немок, как и представительниц всех других народов, было и есть немало привлекательных женщин. У меня у самого, грешного, была в молодые годы парочка весьма симпатичных любовниц этой национальности.
Однако, вернемся к фотографиям. На следующем снимке эта “приятная дама” стоит рядом с присевшим на корточки мужчиной, похоже с перебитым носом, на кителе которого хорошо различим якорь. Эта фотография сделана в каком-то помещении на фоне большого холста или стены с изображением морских судов.
А вот фото пирушки, которая происходит неизвестно где, но вероятно по поводу нового года, если судить по еловым веткам, которыми по периметру украшен фашистский флаг со свастикой на заднем плане снимка. И хотя большая часть свастики прикрыта головой, стоящей перед ней фрау с бокалом в руке, этот фашисткий символ легко различим. Что касается компании, то большинство мужчин одето в рубахи с матросскими воротниками, то есть являются моряками. Рассматривая эту фотографию, я вдруг невольно подумал о том, что случилось бы, если бы я каким-то сверхъестественным образом оказался в этой веселой компашке. Без сомнения, я бы немедленно был схвачен, скручен и отправлен в Освенцим на верную смерть.
На четвертом фото мы видим столовую, у входа в которую стоит некто в военной форме с фашистскими опознавательными знаками и той же прямой курительной трубкой во рту. При виде этого человека дежурные по кухне солдаты, вытянулись в струнку и приложили руку к пилоткам, отдавая ему честь. Опять на фото возникает этот тип с трубкой во рту.
Наконец, на последнем фото мы можем посмотреть на бывшую владелицу альбома вблизи. Думаю, к концу войны она удачно вышла замуж за британского подданного и благополучно смылась в Англию. Как её альбом попал в Нью-Йорк, я не знаю.
В заключение хочу сказать, что я видел немало фотографий времен Второй мировой войны. Но это были снимки советских солдат и офицеров. За примерами мне далеко ходить не надо. В нашем семейном фотоальбоме хранится не один десяток снимков, сделанных в разных местах и в разных обстоятельствах, с запечатленным на них моим отцом, который был призван в армию на третий день войны, а вернулся домой лишь в октябре 1945 года.
Видел я и фотографии, сделанные немцами в те же годы. Но это были фото в специально изданных альбомах, посвященных Второй мировой войне. Подлинников я никогда не видел и не держал в руках. А на той стороне, конечно, тоже шла своя жизнь. И фотографий подобного рода, я думаю, сохранилось немало, но впервые столкнуться с ними мне было интересно и больно. Они вызвали у меня кучу воспоминаний и ассоциаций. В частности я остро вспомнил свое полуголодное и холодное послевоенное детство.
Короче говоря, рассказ мой сугубо субъективен, и другим он быть не мог, потому что я лицо заинтересованное, а точнее пострадавшее, как и все другие мои бывшие соотечественники. О Терезе Бэйкуэлл я мог судить только по фотографиям, так как, естественно, я её никогда не видел и вопросов ей не задавал. Но её образ не вызвал у меня положительных эмоций. Я сильно сомневаюсь в том, что она была подпольщицей и работала, например, на английскую разведку и по этой причине после войны оказалась именно в Англии. Я убежден, что она была вполне заурядной женщиной и искренней подругой своих друзей из вермахта.
В общем, полученный мною нежданно-негаданно, мрачноватый “привет” из прошлого заставляет лишний раз задуматься о настоящем и будущем с тем, чтобы всем нам в меру своих сил и возможностей позаботиться о недопущении повторения подобных событий. Ибо, к сожалению, мы живем в мире, где постоянно совершаются жестокие преступления и террористические акты, возрождаются человеконенавистнические иделологии и ведутся неправедные войны.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий