Человек-оркестр

Четверг, Июнь 27, 2019

В предпоследнюю субботу июня в Sheepshead Bay Library, которая находится в Бруклине по адресу 2636 E 14th Street, состоялась презентация новой книги стихов поэта, писателя, художника и артиста кино Виктора Козлова. Это мероприятие прошло на заседании Клуба поэтов Нью-Йорка, которое открыл его президент Зиновий Коровин.

Виктор Козлов - прирожденный актер и человек, наделенный здоровым чувством юмора, чувствовал себя, как рыба в воде, когда читал стихи, на которые его вдохновили сонеты Шекспира. Каждому стихотворению предшествовала пара строчек из какого-либо сонета великого английского драматурга и поэта в переводе С.Маршака. Далее следовали размышления Козлова, навеянные этими строками. Новая книга под названием “Сонеты” богато иллюстрирована рисунками автора.

Виктор Козлов со своей новой книгой на презентации
На презентацию, помимо книг, Виктор принес пару десятков своих, написанных акриловыми красками на холстах, картин, среди которых были портреты, городские пейзажи и натюрморты. Поэзия и живопись дополняли друг друга.

Нью-Йорк, Манхэттен
С Виктором Козловым я встречался несколько раз на презентациях его книг, а также на просмотрах фильмов, в которых он участвовал, как актёр. Эти фильмы были поставлены нашим общим приятелем, замечательным художником и режиссером Кириллом Дремлюхом. С Виктором же я был знаком лишь шапочно.

Но в этот раз я подошел к нему после его успешного и интересного выступления. Мы поговорили, я сказал ему, что мне особенно нравится его проза, а еще больше - живопись. В общем слово за слово, и мы договорились встретиться у Виктора дома, благо, что, как выяснилось, живем друг от друга буквально в двух шагах.

Мы встретились через пару дней. Виктор отвел меня в свою мастерскую, все стены которой увешаны картинами, большеразмерными холстами в несколько рядов, коллажами и инсталляциями. Кроме того, картины рядами стоят на полу вдоль стен. Я был поражен работоспособностью Козлова-художника.

Мужской портрет
В мастерской мы провели почти два часа. Всё это время Виктор рассказывал мне о себе и показывал свои живописные полотна, предметы прикладного искусства и говорил о различных технических приемах, которые он использует при создании своих произведений.

 Сельский пейзаж
Я не прерывал его, так как мне было интересно его слушать. Только изредка задавал уточняющие вопросы.

Виктор родился в Бердянске в простой рабочей семье. Его отец работал электросварщиком, но всегда интересовался живописью. И Виктору с детства нравилось рисовать. В десятилетнем возрасте он занял первое место среди юных художников на областном конкурсе в Запорожье.

Будучи учеником 4-5-го классов, прошел ещё и двухгодичное обучение в художественной школе при клубе им. Н.Островского в своём родном городе.
Потом под руководством профессионального музыканта научился играть на ударных инструментах и начал работать в оркестре местного ресторана.

Когда пришло время отдать родине гражданский долг службой в армии, попал благодаря своим талантам в Ансамбль песни и пляски Астраханского военного округа. Бывал на секретном полигоне, где испытывали новые военные самолеты, видел там одного из главных конструкторов МиГов А.Микояна и многих космонавтов.

После демобилизации женился, поработал немного в ресторанном оркестре Бердянска, а затем уехал на БАМ, где пять лет прожил на таёжной станции Беркатит, но работал там не на стройке, а опять-таки в оркестре единственного на всю округу ресторана. Труд музыкантов там ценился достаточно высоко.

После того, как в Байкало-Амурскую магистраль был забит последний, позолоченный костыль, вернулся из Сибири в Москву, куда к тому времени переехала из Бердянска его теща. Окончил там школу официантов и пошел работать в ресторан при Ярославском вокзале, расположенном, как известно, на площади трех вокзалов. От мешочников и челночников там не было отбоя. Попутно занимался мелким предпринимательством, в частности, разводил на продажу аквариумных рыбок. Сбывал их оптом, ведрами. И постоянно совершенствовал своё искусство художника, небезуспешно продавая свои картины на Арбате. Короче говоря, попробовал себя на многих поприщах и в разных ипостасях, и его предприимчивсоть и трудолюбие практически всегда оправдывали себя.

В 1992 году эмигрировал в США. Почти четверть века отработал бартендером в ресторане при гостинице Waldorf Astoria на Манхэттене, пока там не сменились хозяева.

Все эти годы Виктор ездил на работу в метро. И именно в это время начал писать прозу и стихи. Многие его литературные произведения родились во время поездок на работу и обратно. Зорким глазом он наблюдал за жизнью вокруг, и всё увиденное и подсмотренное заносил в свой блокнот, который всегда имел при себе.

Художественный язык его прозаических произведений невозможно спутать с языком какого-то другого автора. Виктор пишет на причудливой смеси русского просторечья с украинской мовою, и этот арго придает его прозе замечательный южно-русский аромат и неповторимый вкус, приправленный доброй порцией юмора. Он объясняет свой художественный стиль особенностями языковой среды своей малой родины. В тихом и уютном приазовском городке, расположенном на юго-востоке Украины, веками бок о бок жили украинцы, русские, молдаване и многие другие, и он пишет на том языке, который слышал вокруг себя в детстве и юности.

Этот язык своеобразен, ярок и сочен, и на мой взгляд, иногда чем-то напоминает язык Зощенко - грубоватый, иногда бестолковый, не имеющий правописания. Мне представляется очень ценным именно то, что Виктор разговаривает со своим читателем на языке, который родился в результате общения представителей разных языковых групп, поколениями живших вместе. Мало того, он использует вывернутую логику и незатейливый юмор окружавшего его простого люда, что придает его коротким рассказам-зарисовкам неповторимую окраску даже в тех случаях, когда действие разворачивается среди совершенно других людей и в других обстоятельствах. В этом смысле его словесная палитра цветиста и радужна.

И если в изобразительном творчестве существует понятие наивного искусства, то литературные изыскания Виктора Козлова я отнес бы отнес к этому же разряду. Его в известном смысле можно назвать последователем одного из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературе поэта, художника и скульптора Дмитрия Пригова.

Ну, а коль скоро абзацем выше я упомянул палитру, то теперь вполне уместно перейти к живописным работам Виктора. Его излюбленные темы - это городской пейзаж и мужской портрет, хотя он не чурается и абстрактной живописи, а также коллажей и инсталляций. Но всё же в первую очередь - он живописец. И точно так же, как и его прозаические произведения, его живописные работы отличаются индивидуальным образным языком, хотя его урбанистические пейзажи в известной степени тяготеют к экспрессионизму. В любом случае его холсты пылают ярким многоцветьем, притягивают взгляд и просто красивы. В первую очередь это относится к его картинам с видами Нью-Йорка, Венеции и Парижа.

Улица в Нью-Йорке
Помимо упомятутых мною живописных произведений, он уделяет немалое внимание и декоративно-прикладному искусству. В его мастерской есть удивительные поделки из камней, древесных обломков и прочих природных материалов. Подобно тому, как во время поездок в метро он не терял времени впустую, делая наброски своих будущих рассказов, так и во время отпусков и путешествий, бродя где-нибудь вдоль морской излучины, он выискивал что-либо на первый взгляд малоинтересное и неприглядное, которое потом в его руках превращалось в симпатичную безделушку или просто красивую вещь. Такова, например, пропитанная морскими солями плоская коряга, которую он нашел на берегу океана в Колумбии, а потом раскрасил и разрисовал, превратив её в произведение искусства. Так он устроен. Способен разглядеть в бесформенном обломке скрытую в нем красоту, а потом выявить её и показать другим.

Все годы, что Виктор живет в Америке, он не выпускал мастихина и кисти из рук, писал картины, которые охотно принимали многие манхэттенские художественные галереи, в том числе в Сохо и Челси. И находилось немало желающих их приобрести. Принимал участие в десятках выставок, а ещё дарил свои работы знаменитым политикам и известным людям мира сего - Биллу Клинтону, Бараку Обаме, Майклу Блумбергу, Биллу Гейтсу, Дональду Трампу, Роману Абрамовичу и многим другим. Имеет от них целую стопку благодарственных писем. Покажу копию лишь одного такого письма. От Дональда Тампа.

Письмо от Дональда Тампа
Беседуя с Виктором, я вспомнил афоризм Сергея Довлатова, который сказал, что “слабые люди преодолевают жизнь, сильные – осваивают”.

Виктор жизнь осваивал. Человек неуёмной энергии, неспособный ни минуты сидеть спокойно, он пробовал себя в одном, другом и третьем, постоянно что-то делал, выдумывал, рисовал, сооружал, писал. Это позволило ему приобрести не только богатый жизненный опыт, но и добиться определенного материального успеха.

 Абстракция
В общем, незаурядный, самобытный человек, из которого постоянно фонтанируют разнообразные идеи. Неугомонный оптимист, увлекающийся фантазер, наделенный многими талантами. Настоящий человек-оркестр: художник, поэт, писатель, актёр и музыкант.

 Поделки из камня и дерева
Сейчас его мысли захвачены японской поэзией. Показал мне кучу набранных в библиотеке книг и альбомов с японской живописью и поэзией. Читает стихи, изучает картины японских мастеров, так как решил попробовать себя в написании хайку с тем, чтобы потом их проиллюстрировать собственными рисунками в японском стиле.

В заключение могу заметить, что общение с Виктором Козловым полезно для здоровья. Сам того не замечая, он вселяет в собеседника оптимизм, избавляет его от скуки, однообразной ежедневной текучки и даже депрессии.

1
2
3
4

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin