Поэзия и каменные лики
“Задача искусства - протирать нам глаза”
Карл Краус, австрийский писатель
Как обычно это бывает по субботам, в бруклинской Kings Bay Library, расположенной по адресу 3650 Nostrand Avenue, состоялась, организованная Еврейской гильдией художников и мастеров прикладного искусства, презентация художественных произведений Регины Авербух, в связи с её юбилеем.
Я пришел точно во-время, но оказалось, что это поздно. Конферец-зал библиотеки, где проходила презентация, был переполнен. Еле нашел место, чтобы пристроиться.
Помимо участников Гильдии пришли члены Одесского землячества, в котором Регина тоже состоит. Это не считая родственников, многочисленных друзей и знакомых. Не удивительно, что в зале не было ни единого свободного места.
Торжественное мероприятие вела художник и поэт Ася Оранская. Ей не пришлось много говорить о своей коллеге, тоже поэте и мастере прикладного искусства, потому что героиня этого события, являющаяся одной из старейших и активнейших участниц Гильдии, всем была хорошо известна.
Ася просто предоставила возможность высказаться всем желающим, которых оказалось столько, что пришлось устанавливать очередность выступлений. Забегая вперед скажу, дабы не повторяться, что юбиляра буквально завалили цветами. Были, конечно, и подарки.
У меня нет никакой возможности пересказать все те теплые и добрые слова, которые были высказаны в адрес Регины Авербух. Мнение всех выступающих было единодушным - они чествовали человека, заслуживающего глубокого уважения и любви. Объясняется это тем, что Регина, помимо поэтического таланта и замечательных творческих способностей в декоративно-прикладном искусстве, обладает ещё и неоценимым даром общения, а главными чертами её характера являются оптимизм, участливость, отзывчивость и доброжелательность. Очень точно выразился по этому поводу книгоиздатель Марк Черняховский, сказав, что ей не страшно и не стыдно пожаловаться на что-то, она всегда поймет и поддержит.
Презентация проходила в этот раз несколько, на мой взгляд, необычно, потому что практически после каждого выступления, откликаясь на обращенные к ней слова, поднималась Регина и читала свои или чужие стихи, чудесным образом подходящие к ситуации. Это умение быстро отыскать нужные поэтические строки было удивительным и свидетельствует о том, что несмотря на свой солидный возраст, она помнит наизусть массу стихотворений.
Отвечая на приветственные слова Марка, она прочла заключительные строки из одного из своих стихотворений:
Я боль друзей своей считаю,
Плечо в несчастье подставляю,
Тревогой сердце обжигая,
На зов о помощи бегу.
Я жить иначе не желаю,
Я жить иначе не могу.
И это истинная правда.
От имени Одесского землячества Регину приветствовал его президент Игорь Казацкер со своими заместителями, которые вручили ей корзину цветов и стенды, на которых она сможет размещать свои будущие изделия.
Теперь отойдем немного в сторону от поздравительных речей и скажем несколько слов о героине презентации Регине Авербух.
Она родилась в Одессе. В самом начале войны её отец был призван в Красную армию, а мать, Б.Я.Каплан, работавшая заместителем главного технолога Одесского завода киноаппаратуры, была вместе с семьей эвакуирована с этим предприятием в столицу Марийской АССР Йошкар-Олу, успев буквально на последний поезд перед тем, как немецко-румынские оккупанты захватили город.
В 1945 году отец Регины, демобилизовавшийся в звании капитана артиллерии, забрал их из Йошкар-Олы и увез обратно в Одессу. Там Регина окончила школу, а затем Одесский техникум связи. Перед его окончанием вышла замуж, а став связистом была отправлена на работу по специальности в посёлок Атаки в Молдавии. А молодожену к этому времени подошел срок выполнить “долг перед родиной”. Его призвали в армию и направили на флот, где он и отслужил четыре года. И так получилось, что всё это время она была соломенной вдовой.
Вернувшись домой, муж поступил на работу в Институт пищепромавтоматики в качестве энергетика, а затем был командирован в монгольский город Дархан, где в то время была большая колония советских специалистов. Регина уехала в Монголию вместе с ним и работала там на радио стройтреста, который возводил дома и различные объекты граждансого назначения в этом молодом городе. По этому радио транслировались программы, составляемые по заявкам русскоязычных слушателей.
Вернувшись в Одессу из Монголии, она устроилась в детскую библиотеку, где и проработала вплоть до эмиграции в США в 1993 году.
Должен заметить, что всё написанное выше - это очень краткие выжимки из той массы воспоминаний, которые Регина на меня обрушила. И тут мне вспомнились заключительные строчки из одного её стихотворения:
И глубинная суть древней мудрости мне
открывается.
Всё проходит, мой друг.
Всё проходит. Но не забывается.
Действительно, когда у тебя за спиной восемьдесят прожитых лет, многое уже пройдено. Но ничего не забыто.
Почти сразу же после приезда в Нью-Йорк, Регина стала членом Клуба любителей книги, который создала Евгения Лебедева при Еврейском Общинном Центре Бенсонхёрста, расположенном на Бэй Парквей. Она и по сей день остается активным членом этого клуба. Там Регина познакомилась с очень многими интересными людьми, и там же развился и окреп её поэтический талант. Результатом её творчества на этом пути стала публикация двух сборников стихов - “Осенний свет” и “Притяжение”. В ближайшие дни в свет должен выйти третий. Помимо этого, имя Регины Авербух можно найти среди авторов всех десяти выпусков поэтического альманаха “Нам не дано предугадать..”, выпускавшегося в издательстве М.Черняховского Mir Collection.
Что касается второй ипостаси Регины Авербух, то следует сказать, что её талант художника-прикладника развился уже в Америке, где она увлеклась созданием оригинальных поделок из различных природных материалов - камешков, створок ракушек и засушенных растений. Возможно, это у неё наследственное: в семье все занимались рукоделием - вышиванием, вязанием, шитьем. Сама она с юных лет любила вышивать и вязать. Здесь её страсть к прикладному искусству обернулась другой, весьма оригинальной стороной.
По этому поводу с присущим ему чувством юмора высказался создатель замечательных гобеленов Леонид Алавердов, попросив обратить внимание на то, что многие прикладники-гильдийцы ходят сгорбившись, так как постоянно смотрят под ноги. Оказавшись в лесу или на пляже одни из них ищут корни и коряги, другие - ракушек, третьи сухую солому, а Авербух помимо всего этого разыскивает еще и камешки.
Из сухих растений она делает красивые и своеобразные инсталляции. А когда она добавляет к этому еще оригинально скомпанованные обломки ракушек и маленьких кораллов, то получаются оригинальные картины, вроде, например, забавного страуса.
Но, как мне кажется, больше всего Регина любит работать с мелкими камешками. Именно из них она чаще всего создает забавные, обычно веселые и смешные, а иногда грустные и задумчивые, но всегда выразительные, головки каких-то фантастических зверюшек и маленьких человечков вроде эльфов и гномов. Все они на магнитиках.
Техника их изготовления кажется очень простой: к камешку или обломку ракушки приклеиваются глаза и маленький кусочек черного или рыжего меха, а затем пририсовывается рот. В результате получается, например, голова человечка, с торчащими во все стороны непослушными волосами, в облике которого улавливаешь что-то знакомое и невольно задумываешься: “А кто бы это мог быть?” Шутка.
В одной из своих ответных речей Регина вспомнила хороший афоризм, который гласит, что “язык искусства существует для того, чтобы его показывать”. Я подумал тогда, что это высказывание как нельзя лучше подходит к творчеству Регины, ибо её “каменные лики” хитро поглядывая на нас, показывают нам язык, как бы говоря: “А ты так можешь?” И почти любой, если положа руку на сердце, скорее всего ответит: “Нет”.
В общем, рассуждая серьезно, можно с уверенностью сказать, что далеко не каждому дано увидеть и разгадать в бесформенном камешке будущий художественный образ. Для этого надо обладать особым талантом, иметь острый глаз, богатое воображение и творческую фантазию.
Завершая свой очерк, не могу не упомянуть о том, что в промежутках между поздравительными речами, дарением цветов и сувениров, замечательно играл на аккордеоне одессит Роман Кац. И начал он с поппури всем известных и всеми любимых песен про Одессу.
В заключение хочу выразить уверенность в том, что все присутствующие на презентации получили большое удовольствие от увиденного и услышанного.
Выставка продлится до 26 апреля текущего года.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий