Русалки на Брайтон-Бич
Я не знаю сколько раз проезжал под виадуком, перекинутым над Ocean Parkway вдоль Brighton Beach Avenue. Великое множество. Объяснение простое: с одной его стороны жил я, а с другой - моя сестра на Surf Avenue. Проезжая под этим сооружением в ту или иную сторону, я успевал лишь мельком увидеть по краям его северного или южного фасадов большие, рельефные, прямоугольные панно, но никогда там не останавливался и их не рассматривал. Гораздо лучше запомнились мне рельефные изображения русалок и бога морей Нептуна, возлежащих в обрамленных ярким синим цветом треугольниках над арочными проёмами виадука, по которому сверху ходят поезда сабвея линии Q. Причем этих героев старинных преданий и мифов я имел возможность рассмотреть достаточно хорошо, потому что перед виадуком частенько приходилось стоять на светофоре. Нептун там изображен со своим непременным атрибутом трезубцем, а головы русалок увенчаны коронами. И если к изображению Нептуна у меня никогда не было никаких претензий, то вид русалок, даже и в коронах, меня каждый раз разочаровывал. В моем воображении под влиянием прочитанных сказок и легенд, русалки рисовались молодыми, миловидными, очень привлекательными созданиями, а не избыточно упитанными, пышнотелыми, не очень молодыми и грудастыми толстухами, каковыми они представали пред моим взором с рельефов на виадуке. Я нередко задумывался над вопросом, где же мог увидеть скульптор прототипы своих русалок? Неужели на бордвоке? Но всегда отгонял от себя эту крамольную мысль. Наверняка в другом месте.
Совсем недавно, проезжая по изведанному маршруту, я вдруг, сам не знаю почему, решил запарковать машину и подойти поближе к внушительных размеров рельефам, чтобы наконец рассмотреть, что же там изображено. Их там четыре, вернее две пары, так как они дублируют друг друга, будучи размещенными по краям северной и южной сторон виадука. К некоторому своему удивлению я обнаружил, что панно, смонтированные из терракотовых квадратов (именно из этого материала, как мне тогда показалось, они были сделаны) довольно интересны и в первую очередь тем, что на них изображены обитатели Брайтон-Бич и сценки на бордвоке, пляже и в соседнем парке развлечений. Имя же автора этой работы, несомненно украсившей обычную транспортную развязку, я нигде обнаружить не смог.
Вернувшись домой, зашел на Интернет и узнал, что панно были смонтированы совсем недавно в 2009 году. Я же думал, что они гораздо старше. Однако, фактически это именно так, потому что работа над ними была завершена без малого четверть века назад, в 1994 году, но они пролежали на складе 15 лет из-за того, что сам виадук требовал ремонта перед тем, как на его стены навешают массивные и тяжелые панели. Автором этих рельефов оказалась скульптор Дебора Мастерс, создавшая их из бетона, а затем они были покрашены под цвет терракоты.
Получив в 1992 года от городского транспортного управления предложение украсить изнутри станцию сабвея Ocean Parkway/Brighton Beach Avenue, она обратила внимание на сам виадук, над которым станция находится. Снаружи он в 1915 году был украшен по предложению знаменитого американского ландшафтного архитектора Фредерика Олмстеда, одного из создателей Центрального парка на Манхэттене, скромными полосками в виде лент, выложенными из разноцветных кафельных плиток. Между этими полосами были большие, ничем незанятые, свободные пространства. И Д.Мастерс предложила заполнить их рельефными панно.
Предложение было принято, и Дебора начала готовиться к работе. Она долго ходила с фотоаппаратом и блокнотом по бордвоку, пляжу и соседнему парку развлечений, делая снимки, фиксируя интересные сценки и зарисовывая обитателей и гостей этого района Бруклина. Она выслушивала истории и легенды Кони Айленда, встречалась с оригиналами из Side Show, поедающими стекло и вбивавшими гвозди себе в нос, говорила с участниками парада русалок.
Результаты впечатлений от встреч с самыми разными людьми, наблюдений, фотографий и набросков в блокноте послужили композиционной основой для создания двух больших рельефных панно, отражающих разные стороны местной жизни. И теперь мы можем увидеть на одном из них загорающих на пляже мужчин и женщин с детьми, строящими замок из песка, продавщицу лемонада и даже затесавшуюся в скопление полуобнаженных тел русалку, а также наших бабулек, сидящих на скамеечке на бордвоке и обсуждающих разномастную пляжную публику. А на другом перед нами предстают участники парада с флагом и любители прокатнуться вверх ногами на Циклоне в парке развлечений.
Все фигуры на панно далеки от классических пропорций древнегреческих скульптур, они вылеплены грубо, с налетом примитива и наива, но обладают своеобразной выразительностью, динамичностью и экспрессией, что превращает произведение Деборы Мастерс в слепок застывшей на мгновение бурной жизни столь близкого и дорогого нам южного Бруклина.
Рельефы Деборы Мастерс стали постоянной и неотъемлемой частью виадука, который иногда называют “Воротами в Кони-Айленд”.
Но у нас в Нью-Йорке практически всегда есть скульптурные произведения, которые появляются в разных местах города в качестве временных экспонатов. Об одном из них я хочу сейчас рассказать. Это “Башня из розовых кристаллов” известного во всем мире стеклянных дел мастера Дейла Чихули.
Привлекая всеобщее внимание своим нестандартным и оригинальным видом, меня лично “Башня” зацепила еще и тем, что при первом взгляде на эту скульптурную композицию, я подумал, что уже видел ее, но в совершенно другом месте на противоположном краю Соединенных Штатов.
Придя домой, я порылся в своих старых фотографиях и действительно нашел эту стеклянную башню, которая стояла в “Chihuli Garden and Glass”. Оказалось, что она дает гастроли в разных городах нашей страны.
Студия Дэйла Чихули, где создаются уникальные произведения из стекла, находится в Сиэтле. Там же у основания городской телебашни Space Needle расположена одна из главных достопримечательностей города “Chihuli Garden and Glass”. Я был в этом саду, который оставил неизгладимое впечатление своими восхитительными и поразительными стеклянными чудесами, созданными неиссякаемой творческой фантазией замечательного скульптора Дейла Чихули.
“Rose Crystal Tower” установлена в зеленом треугольнике, расположенном рядом с Union Square в Манхэттене. Башня высотою почти в девять с половиной метров скомпанована из отдельных, похожих на розовое стекло, фрагментов, отлитых из Polyvitro - материала изобретенного в его студии. Мне трудно с чем-то ее сравнить, хотя отдаленно она похожа на громадный початок кукурузы, поставленный на попа. При облачном небе и переменчивом освещении отдельные части скульптуры выглядят сделанными из розовых кристаллов разных оттенков.
Дейл Чихули родился в 1941 году в маленьком городке Такома, расположенном в штате Вашингтон. Стал дизайнером, окончив университет в родном штате. Увлекшись стеклом, он продолжил обучение в университете штата Висконсин в студии основоположника программы по работе с горячим стеклом Харви Литтлтона, где получил степень мастера скульптуры. После этого Дэйл много ездил по свету, встречался с выдающимися скульпторами по стеклу, обучался искусству стеклодува в Венеции на знаменитом острове Мурано. В 1971 году он вернулся в свой родной штат и окончательно там поселился. Теперь произведения этого выдающегося скульптора имеются во всех крупнейших музеях мира.
Странно звучащая фамилия Чихули произносилась когда-то как Шаули. Его предки жили где-то в Австро-Венгрии, откуда эмигрировали в США, где их еврейская фамилия трансформировалась в Чихули.
Кстати, в 1962-63 годах он жил и работал в куббуце Лахав в Израиле, а в 1999 году создал грандиозную экспозицию из стекла «Chihuly in the Light of Jerusalem» в музее «Башня Давида» в Иерусалиме.
“Rose Crystal Tower” Дейла Чихули будет стоять в треугольнике около “Union Square” до октября нынешнего года. После этого скульптуру уберут. А рельефные панно Деборы Мастерс с русалками и Нептуном никуда не денутся и не уплывут с облюбованного места и должны радовать нас гораздо дольше. Однако, это может случиться только при соответствующем уходе за ними. Они украшают фасады виадука всего лишь девять лет, но следы влияния на них погодных условий уже достаточно заметны. Они проявляются хотя бы в том, что краска под терракоту кое-где смылась. Я очень надеюсь, что хозяин панелей Metropolitan Transportation Authority найдет необходимые, думаю, весьма небольшие, средства для поддержания этого памятника в надлежащем виде.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий