Радикальные женщины
Во время своего последнего визита в Бруклинский музей искусств я дольше всего задержался в залах, где сейчас развернута выставка под названием “Radical Women. Latin American Art. 1960-1985″. До этого она экспонировалась в Лос-Анжлесском Hammer Museum.
На выставке представлены работы более ста двадцати художниц из пятнадцати стран, активно работавших в ключевой период возникновения и развития современного искуства в странах Латинской и Центральной Америки. Здесь собраны произведения как широко известных, так и менее популярных представительниц современного изобразительного искусства. Эта экспозиция является первым в своем роде обозрением радикального и феминистского художественного творчества мастеров искусств из стран Латинской Америки и латиноамериканок, проживающих в США.
Как сказано в аннотации к выставке, для художниц из Латинской Америки та четверть века, в которую создавались представленные на обозрение работы, были годами репрессий и либерализации. Большинство стран региона управлялись диктаторами или раздирались гражданскими войнами. Многие из художниц подвергались преследованиям и унижениям, заключались в тюрьмы, некоторые вынуждены были бежать из своих стран. Хотя немногие из латиноамериканок, работавших в сфере изобразительных искусств, связывали себя с феминистским движением, их работы свидетельствуют об их противостоянии диктаторским режимам и глубоко укоренившимся патриархальным ценностям. Попав в Соединенные Штаты, они активно участвовали в борьбе за гражданиские права, в антивоенных манифестациях и феминистском движении.
В условиях свободы творчества эти женщины реализовали себя не только в таких традиционных видах искусства как живопись и скульптура, но и в видео-арте, перформансе и концептуальных практиках.
Естественно, при таком количестве участниц совершенно невозможно сказать хотя бы пару слов о произведениях каждой из них. Остановлюсь лишь на некоторых.
Встречает посетителей видео с чисткой зубов, когда густая, белая, сметанообразная паста постепенно покрывает все лицо, включая нос и лоб женщины, чрезвычайно увлеченной этим процессом. В конце перформанса маска на лице становится похожей на мыльную пену, стекающую с подбородка. Можно подумать, что женщина собралась бриться, как если бы волосы покрывали и те места на её лице, где даже у мужчин они обычно не растут. Признаюсь честно, идею этого представления я не постиг, а смотреть это все второй раз у меня не было ни малейшего желания.
И здесь же с левой стороны от входа начинается часть выставки, названная “Женский автопортрет”.
На небольшой табличке, предваряющей этот раздел, указано, что “портретирование традиционно концентрировалось на изображении политически, экономически или социально значимых фигур. На подобного рода портретах преобладали мужчины. Женщины попадали на полотна художников обычно в виде мифологических персонажей. Исключением были представительницы аристократических семейств. В религиозной тематике это была Дева Мария.
А далее сказано, что “в двадцатом веке автопортрет стал критически важным элементом самовыражения женщины, и что художественные произведения в этой части выставки бросают вызов канонической концепции понятия женской красоты и идентичности”.
Нужно признать, что авторы представленных на выствке работ, частенько выходят за традиционные рамки портрета и исследуют собственную идентичность прямо скажем опосредованно, небуквальным путём.
Например, Vanda Pimentel (Бразилия) в серии из трех картин под общим названием “Entaglement”, что приблизительно можно перевести как “Запутанная или компромитирующая ситуация”, изображает только свои собственные ноги в окружении различных предметов домашнего обихода вроде набора для макияжа, шлёпанцев, бюстгальтера, пояска и прочего в том же духе.
Я тут же вспомнил свое фото на пляже в Мексике, где я совершенно случайно запечатлел свои ноги. Не помню уж что я хотел сфотографировать, блаженствуя на лежаке в тени пальмы, но точно не их. Подниматься мне не хотелось, ибо я следовал в тот момент заповеди Пушкина из “Сказки о золотом петушке”: “Царствуй, лежа на боку”. Вот я и сделал снимок почти из этой позиции. А потом дома, когда переносил заснятое из фотоаппарата в компьютер, почему-то этот снимок не стёр. И вот, надо же, пригодился! И не напоминайте мне, пожалуйста, пословицу “Куда конь с копытом, туда и рак с клешней”. Я, конечно, хорошо понимаю разницу между женскими ножками и моими волосатыми ногами, но, как говорится, что есть, то есть. В общем, разыскал я в архиве этот свой автопортрет и представляю его на суд читателей. Он мог бы получиться более удачным и привлекательным, если бы я сделал его специально. Но все получилось спонтанно. По этой причине на данной фотографии я выгляжу вполне естественно и без каких-либо прикрас, так что любой человек, взглянув на неё, легко может составить обо мне свое вполне обоснованное собственное мнение, в том числе об особенностях моего характера и привычек, а также и о моих недостатках и достоинствах. Надеюсь, налипший на ногу песок, не испортит общего впечатления от моего автопортрета.
Не сомневаюсь, что вы точно так же легко воссоздадите полный психологический портрет Ванды по ее картине.
Помимо живописных произведений на выставке представлено много фоторабот. В самом начале раздела автопортретов можно увидеть серию черно-белых фотографий, названную “Рождение и смерть розы”. Её создала Rosa Navarro из Колумбии. Она поместила по цветочному бутону на каждый глаз, и на последовательных снимках мы можем видеть, как розы распускаются, а затем сморщиваются и увядают на бесстрастном лице автора.
Есть и другие серии фотографий, например, поэтапно изображающих мытьё унитаза - только рука с тряпкой и сам унитаз. Имеются и более эпатажные фото, но об этом чуть позже.
Мне очень понравился диптих под названием “Соседки”, который создала Marcia Schvartz из Аргенины. Помимо двух очень выразительных женских портретов, написанных красками, мы видим прикрепленные к картинам настоящие жалюзи из тростника и птичью клетку. Замечательная сценка.
Привлекает внимание произведение очень известного скульптора Marisol Escobar, которая долгие годы прожила в США. В основном она создавала скульптуры из дерева, одна из них под названием “Автопортрет” представлена на выставке. На деревянном блоке размещено семь женских голов с разными, от гротескных и карикатурных до обычных, лицами. На них приходится шесть деревянных ног и две нарисованные на блоке руки.
В этой работе Марисоль показала, как она видит свои собственные физические черты, разложив их, как пучок света через призму, на составные части. В то же время она пытается представить себе, как могут видеть ее со стороны в нашем потребительском обществе, где нередко женщину рассматривают именно как предмет потребления. По моему мнению, это очень интересная и запоминающаяся работа.
К слову сказать, я думаю, многие видели замечательную скульптуру, созданную Марисоль и находящуюся в воде у берега в Бэттери парке в Нью-Йорке. Она посвящена погибшим во время Второй мировой войны американским морякам торгового флота.
Теперь хочу вернуться к фотоработам или, если угодно, автопортретам. На трех фотографиях Maris Bustamante (Мексика) запечатлела себя с мужским половым членом вместо носа. Что она хотела этим сказать? Может она страдает от отстутсвия этого органа? Не знаю, но помню, что у нас в стране во времена моей молодости в уголовной среде существовало такое пожелание, когда кого-то хотели унизить и проклясть: “Чтобы член вырос у тебя на лбу!” Хотя вместо слова “член” употреблялось, естественно, более крепкое словечко. А вот тут, надо же, человек сам вместо носа приделывает себе этот орган. Глядя на фото я возрадовался, что у меня всё, чему положено быть от природы, находится на своем месте. Может в этом и состояла задумка автора этих фотографий? Вызвать у зрителя чувство восторга и счастья от того, что на лбу у него ничего не выросло.
Должен признаться, что мне никогда не нравились радикалы вне зависимости от их половой принадлежности, политических убеждений или национальности. Мне всегда больше импонировали люди умеренных взгядов, без ненужных крайностей и революционных порывов. В общем - золотая середина. Так и здесь: новаторство - да, эпатаж для эпатажа - нет.
Как тут не вспомнить старый анекдот: “Девушка, вы могли бы полюбить радикала? - Ради чего, простите”?
Выставка продлится до 22 июля текущего года, так что у всех желающих ее увидеть еще достаточно времени впереди. Из Бруклина она переедет в Пинакотеку, расположенную в крупнейшем городе Бразилии Сан-Паулу.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий