О героях Великой войны
Близится 9-ое мая - день Победы. В связи с этим невозможно не вспомнить ветеранов той Великой войны, которые спасли мир от коричневой чумы. Звучит банально, но это именно так. Мы не должны забывать об их подвигах. Я уверен, что даже простое участие в кровопролитном бою, когда по тебе ухают из минометов и палят из автоматов, уже само по себе является подвигом, не говоря о других, более серьезных вещах.
Война закончилась 73 года назад, а началась еще раньше. Живых ее участников осталось совсем мало, и каждый из них в моих глазах является героем, перед которым я склоняю голову. С одним из них я знаком достаточно давно. Это известный в городе общественный деятель, художник, автор нескольких книг и многочисленных статей и литературных эссе Исаак Абрамович Вайнельбойм, которому в марте исполнилось 96 лет.
Недавно, будучи у него в гостях, я увидел на стене его комнаты заключенный в рамку интереснейший документ. Мне была предоставлена возможность его как следует рассмотреть, прочитать и сфотографировать.
Заголовок у него отсутствует, но я думаю, что это представление к награде, основанное на выдержках из журнала описаний боевых действий с перечислением подвигов И.А.Вайншельбойма. Такие журналы велись в годы Второй мировой войны во всех подразделениях Красной, а затем Советской армии.
Этот документ привезла своему дедушке его внучка, которая будучи в Москве посетила Еврейский музей и центр толерантности, находящийся в Марьиной роще. Там, имеется обширная электронная библиотека участников Второй мировой войны. Набрав имя своего деда И.А.Вайншельбойма, она получила на экране дисплея запрошенную информацию. Сфотографировала ее, а потом распечатала.
В годы войны он служил начальником штаба стрелкового батальона 753-го полка 192-й стрелковой дивизии в звании старшего лейтенанта. К августу 1943 года он уже был дважды ранен, когда в боях под городом Спас-Деменск получил третье очень тяжелое ранение в голову.
“Я кинулся в бой без каски, - рассказал мне Исаак Абрамович, - забыл надеть, а потом, после гибели командира батальона, когда мне пришлось исполнять его обязанности, уже было поздно”. “Что с него было взять, - скажу я, - лихой двадцатилетний мальчишка”. Спас Исаака его ординарец - физически очень крепкий парень родом из Белоруссии. Звали его Николай, а фамилию его Исаак Абрамович запамятовал. Николай буквально на руках вынес с поля боя своего молодого командира, находящегося в бессознательном состоянии. Остановил грузовик, двигавшийся в тыл и доставил его в полевой госпиталь. Оттуда И.Вайншельбойм после оказания ему первой медицинской помощи был переправлен на санитарном самолете У-2 во фронтовой госпиталь. Долечивался он в Москве в нейрохирургическом центре, которым руководил академик Н.Н.Бурденко. “Мне повезло, - говорит Исаак Абрамович, - я с самого начала попал в руки хороших врачей”.
А теперь хочу привести заключительную, третью часть документа, о котором я рассказал в начале очерка. В первых двух частях говорилось о боевых ситуациях, когда он получил свои первые ранения, и, в частности, о том, как руководя ночной поисковой группой, лично ликвидировал немецкого солдата и забрал у него документы.
Итак: “В августе 1943 года в районе города Спас-Деменск будучи начальником штаба 753 стрелкового полка 192 стрелковой дивизии при атаке опорного пункта находился в цепи, руководя атакой батальона, после выхода из строя комбата, где получил третье тяжелое ранение в голову с повреждением кости и мозгов (не в качестве упрёка, но хочу все же заметить, что батальонный писарь не был большим грамотеем).
На боевом счету имеет убитых им лично двадцать одного немецкого солдата.
В ФПС (фельдъегерско-почтовая связь) 1352 работает с 15.05.44 года в качестве казначея по вольному найму, как инвалид Отечественной войны второй группы. Представляется к правительственной награде”.
Придя к себе домой, я решил узнать, где же находится этот Спас-Деменск, о котором раньше я ничего не слышал. Оказалось, что это был районный центр Спас-Деменского района Сухиничского округа Западной области, который в 1944 году отошел к Калужской области. Во время войны город был оккупирован гитлеровцами с 4 октября 1941 года по 13 августа 1943 года. Освобождён силами 49-й и 33-й армий в ходе Спас-Деменской операции - составной части Смоленской операции.
Увидев слова “Сухиничский округ” я тут же вспомнил рассказы своего отца о городке Сухиничи и деревне Ухобичи, где стояла их часть. И это было примерно в то же самое время, когда там проходили боевые действия, о которых упоминается в документе И.А.Вайншельбойма. Теоретически они могли даже где-то там встречаться.
Мой отец на 11 лет старше И.Вайншельбойма, его давно уже нет, и я думаю что Исаак Абрамович не обидится, если в очерке ему посвященному, я скажу несколько слов и о Леониде Ароновиче - моем отце, ветеране 385 Кричевской стрелковой дивизии. Сначала он служил там простым солдатом, а потом его забрали в концертную группу, так как он был профессиональным музыкантом-скрипачом. Чтобы не очень распространяться о том, как шла служба в этой концертной группе я просто полностью приведу коротенькую заметку, напечатанную 21-го ноября 1942 года в дивизионной газете “За Сталина”:
“Большой и заслуженной любовью среди бойцов и командиров нашей части пользуется концертная группа под руководством т. Радыгина.
Под артиллерийским и минометным огнем противника, концертная группа лощинами, траншеями, нередко ползком по-пластунски, пробирается на передовую линию нашей обороны. Сколько радости и смеха приносит для бойцов эта весёлая жизнерадостная группа!
Баянист Ерёмин, скрипач Рубин и солист Злочевский замечательно исполяют “Песню рыбака” из 9-го киносборника. Бойцы просят повторить ее по несколько раз. Тт. Калтуков и Пресняков хорошо исполняют весёлые фронтовые частушки. За весёлый досуг концерной группе большое красноармейское спасибо!” И подпись - по поручению красноармейцев и командиров капитан Н.Диденко.
Папа долго хранил два экземпляра этой газеты за 13 октября и 21 ноября 1942 года, в которых были напечатаны заметки о концертной группе с упоминанием его имени. А в 1970 году, когда мы жили в столице Киргизии городе Фрунзе, передал их в музей М.В.Фрунзе вместе с некоторыми личными и трофейными вещами. В благодарственном письме из музея отмечалось, что это единственные сохранившиеся в республике экземпляры газеты прославленной 385 Кричевской стрелковой дивизии, которая формировалась во Фрунзе. Что сейчас стало с этим музеем и его коллекцией экспонатов, я не знаю. Надеюсь, они сохранились.
Папа был дважды ранен и один раз тяжело контужен, когда грузовик, в кузове которого он ехал с концерной группой, подорвался на мине.
Я хорошо помню, что в первые послевоенные годы он часто жаловался на боли в ноге после контузии. Потом вроде всё само прошло, или он просто престал жаловаться.
Я бы тоже хотел получить подобные сведения о своем отце, так как он имел боевые награды и не раз к ним представлялся. Кстати, в самом начале документа И.А.Вайншельбойма имеются такие строки: “Выявлено 500 тысяч неврученных героям наград с историей их подвигов”. К сожалению, в Москве у меня нет ни знакомых, ни родственников, к которым я мог бы обратиться в подобной просьбой.
А теперь можно вернуться к И.А.Вайншельбойму. Несмотря на свой почтенный возраст, он работает у мольберта по сей день. Пишет замечательные пейзажи и натюрморты. Художественные полотна Исаака Абрамовича Вайншельбойма радовали многочисленных зрителей на персональных и групповых выставках, которых было более трех десятков.
Особое место в его творчестве занимают темы Холокоста и истории его родного местечка Староконстантинова, где от рук фашистов погибли все его родственники. Об этом он писал в своих книгах и воспоминаниях.
В заключение хочу поздравить замечательного человека, живого свидетеля и участника жесточайшей схватки в мировой истории, ветерана Второй Мировой войны Исаака Абрамовича Вайншельбойма, внесшего свой неоценимый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и их пособников, и пожелать ему здоровья, благополучия и новых творческих успехов в литературе и живописи. Надеюсь, что и читатели газеты присоединятся к моим пожеланиям.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий