Загадки старых фотографий
В пятницу 6-го апреля текущего года в манхэттенском Watson Hotel прошла NYC Vintage Photo Fair. Это ярмарка, на которую из разных штатов Америки съезжаются дилеры, торгующие дагеро- и ферротипами, а также старыми фотографиями. Было много интересных и редких американских фотографий конца позапрошлого - начала прошлого веков. Я много ходил вдоль рядов и почти у всех продавцов спрашивал, нет ли у них каких-либо российских фотографий или снимков из Советского Союза. Ни у кого, за одним исключением, ничего не нашлось, хотя некоторые и говорили, что кое-что у них есть, но только дома, сюда, дескать, не взяли. Возможно, не хотели уронить свою марку дилера.
И только за одним столом среди множества американскипх фотографий обнаружил очень интересную подборку из бывшего СССР. Ее хозяйкой оказалась молодая, баскетбольного роста, румяная и симпатичная на лицо девица, но весьма незаурядной упитанности. Это при ее-то росте. Известный российско-американский художник Сергей Голлербах в своей книге “Свет прямой и отраженный” таких женщин довольно метко назвал телоносицами. “Они несут свои тела, как вьючные животные несут поклажу. Тюки грудей и бедер по обе стороны туловища.” Что есть, то есть, как говорится. Потом выяснилось, что у девицы русские корни, но по-русски она ничего не понимает. Однако этим фактом, вероятно, можно объяснить наличие у нее совершенно уникальных, на мой взгляд, снимков.
Это были фотографии из советского семейного альбома 1928-32 годов. В их числе оказалось четыре снимка различных кинотеатров, которые украшал к XI-й годовщине Октябрьской революции отец семейства. По всей видимости он был художником-декоратором. К сожалению, ни место действия, ни фамилию бывших владельцев альбома, ни по каким признакам установить не удалось. Но фотографии очень интересные, просто большая редкость, тем более что на некоторых их них имеются фактически короткие письма художника своей жене по имени Роза. Нынешняя хозяйка фотографий просила за них 900 долларов. Наверняка они того стоят, но мне, к сожалению, это не по карману.
Нужно сказать, что помимо фотографий интересными для меня оказались некоторые продавцы, имевшие весьма колоритный вид. Например, дилер из Техаса Джим Дэне. Огромный мужичище с седыми волосами ниже плеч, шикарной и обильной растительностью на лице и большим животом. Мой приятель, который коллекционирует вещи, связанные с историей эмиграции из Российской империи и стран Восточной Европы, откопал у него в целой куче малоинтересных фотографий рекламную листовку Сержа Казанкина, выходца из России, осевшего в Сан-Франциско. Серж был музыкантом и зарабатывал себе на жизнь уроками игры на фортепиано, а заодно подвизался на рынке печатной продукции в качестве агента, продавая, в частности, открытки.
Поговорил я с маленькой, кругленькой, улыбчивой Кэрол Вотерс - женой дагеротиписта, коллекционера и дилера Кейси Аллена Вотерса, на столах которой лежали три большие, со стеклянными крышками, витрины, заполненные дагеротипами. Одну из витрин я с разрешения Кэрол сфотографировал. Её дагеротипы стоят от нескольких сотен до трех и более тысяч долларов.
Полагаю, что здесь уместно будет сказать хотя бы несколько слов о дагеротипии, названной так в честь ее изобретателя Жака Луи Манде Дагера. День 7 января 1839 года, когда на заседании Парижской Академии наук физик Франсуа Араго сообщил об этом достижении считается днём изобретения фотографии.
Существенным недостатком первых дагеротипов было то, что для получения отпечатка на медной посеребренной пластине требовалась длительная, до получаса и более, экспозиция. Для получения дагеротипа с изображением, например, улицы города, это не проблема, но когда дело доходило до съемки людей, это оказывалось чрезвычайно затруднительным мероприятием, так как никто не мог выдержать столь длительного пребывания в полной неподвижности даже сидя в кресле. Но довольно скоро этот недостаток бы преодолен, хотя на первых порах экспозиция все равно была достаточно длительной и для получения четкого изображения пользовались специальными головодержателями.
Интересно, что буквально через полгода после объявления об изобретении дагеротипии, в Нью-Йорке открылось первое в мире портретное фотоателье, что лишний раз подтверждает восприимчивость американского общества во все времена ко всему новому и наличие возможностей для реализации новых идей.
К середине 40-х годов позапрошлого века время выдержки было сокращено до одной секунды, что способствовало распространению портретной фотографии по всему миру, а у нас в стране даже появился город Дагеровиль, основным бизнесом жителей которого было изготовление портретов на основе дагеротипии.
Важно отметить и другой факт: как быстро дагеротипия расцвела, столь же быстро, всего через двадцать с небольшим лет, она и увяла, будучи вытесненой фотографией на бумаге, так что все подлинные дагеротипы тех времен вещи достаточно старые.
А теперь я должен сказать, что всё вами прочитанное - это присказка, сказка ж будет впереди.
Речь пойдет о семейной фотографии неизвестных мне людей, которую я купил по случаю месяца три назад. На ней запечатлены муж, жена и трое их дочерей, очень похожих, особенно две старших, на отца. Мужчина на фото явно еврей, жена - славянской внешности. Лицо мужчины мне кого-то напоминало, но кого я так и не вспомнил.
Опубликовать ее мне позволяет одно простое соображение, о котором я однажды уже писал. Тот факт, что я купил ее на блошином рынке означает для меня, что все родственники запечатленных на ней людей умерли, а наследников не осталось. Другие обстоятельства появления ее на флимаркете мне трудно представить, ибо подобные вещи обычно хранят в семейных архивах. В данном случае любой человек мог ее приобрести и сделать с ней все, что угодно. Я же просто сохраню ее в своей коллекции, как образчик портретного искусства советского времени. Но прежде я хочу попытаться решить одну загадку.
Фотография наклеена на картон, а сверху прикрыта прикрепленным к картону листом тонкой, полупрозрачной бумаги. На обратной стороне картона есть фиолетового цвета отпечаток штампа, со следующим текстом: “Фото-Студия, Артель Фото-снимок, Проезд МХАТ’а дом Б”, а еще ниже и почти невидимо, хотя можно догадаться - телефон и номер.
В левом верхнем углу картона имеется дарственная надпись, сделанная фиолетовыми чернилами: Дорогой тете Шуре, дяде неразборчиво, но, верятно, Иле от Лени. Дальше указаны год, число и месяц. К сожалению, картон оказался не очень пригодным для надписи чернилами, так как они на нём расплылись почти как на промокашке, отчего некоторые буквы стали трудночитаемыми. Это относилось к имени дяди, но особенно огорчительным было для меня то, что я не мог точно установить дату, написанную на фото. Если число и месяц не вызывали никаких сомнений - 19 /IX, то третья и самая важная цифра могла быть тройкой или пятеркой, в результате год мог быть 1937-м, 1957-м или 1951-м. Во время покупки я решил, что снимок сделан в 1937 году, и его почтенный 80-летний возраст послужил для меня главным аргументом для того, чтобы его купить.
Но во время покупки я не обратил внимание на то, что к лацкану пиджака мужчины прикреплен знак лауреата Сталинской премии. Я заметил это только дома.
Заглянув в Википедию, я узнал, что Сталинская премия стала присуждаться с 1940 года. Значит фото не могло быть сделано раньше этого срока. Остались две даты: 1957 и 1951. Как известно, в 1953 году “гений всех времен и народов” отправился в преисподнюю и уже на следующий год премии его имени перестали присуждаться. Осталась одна дата - 1951 год.
Я подумал, что именно по случаю присуждения премии, семья и отправилась в фотостудию, чтобы оставить память об этом событии. Хотя, конечно, они могли сфотографироваться позже и по другому поводу. Так что 1957 год тоже нельзя исключить.
И тут началось самое для меня интригующее. Если вспомнить, что снимок был сделан в студии, расположенной в Проезде МХАТ’а, то можно было предположить, что эта семья имеет какое-то отношение к театру. Муж не был похож на актера, но он мог быть режиссером, сценаристом, драматургом или композитором. Однако, поиски в этом направлении ничего не дали.
Тогда я просмотрел все списки лауреатов Сталинской премии по всем дисциплинам за все годы существования этой премии. Они имеются в Интернете. Но и таким способом мне не удалось идентифицировать главного героя фотографии. Загадка осталась неразгаданной.
В связи с этим обращаюсь ко всем моим читателям. Может быть вам знаком кто-либо из людей, запечатленных на этом снимке. Буду очень признателен за информацию.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий