Приключения в Киото
Сейчас я хочу поделиться впечатлениями, которые произвела на меня древняя столица Японии Киото с ее достопримечательностями.
В первую очередь это относится к жемчужине города “Золотому храму” или “Золотому павильону”, как иначе называют эту постройку, возведенную в 1397 году в качестве места отдыха одного из сёгунов.
Относительно небольшой, трехэтажный, квадратный в основании, храм стоит в воде, недалеко от берега замечательного по красоте озера, по которому разбросаны крошечные, очень живописные островки с растущими на них старыми, но невысокими соснами. Стены двух верхних этажей павильона покрыты золотыми пластинами, блестят на солнце и загадочными желтыми бликами отражаются в воде. А с его крыши на толкущихся внизу людей поглядывает китайский феникс.
За шесть с лишним веков своего существования храм пережил множество разных событий. Но самое трагичное случилось в 1950-м году, когда он полностью сгорел из-за поджога молодого монаха, страдавшего серьезным психическим заболеванием. Решив покончить жизнь самоубийством, монах подпалил постройку, вообразив при этом, что после того как храм сгорит, его отражение в воде сохранится. Однако, древнее деревянное строение погибло, а монах выжил. На восстановление храма со всеми его внутренними интерьерами и росписями ушло почти сорок лет. Работа проводилась по старым чертежам с использованием сохранившихся фотографий, так что павильон воспроизведен максимально точно. И теперь, как и в прежние времена, отражается в зеркале озера.
От “Золотого павильона” мы отправились в храм Рёан-дзи, на территории которого находится “Сад пятнадцати камней”, созданный в 1499 году мастером Соами. Сад представляет собой небольшую, засыпанную мелким белым гравием, прямоугольную площадку, на которой расположено пять групп неотесанных камней, по три камня в каждой. Разбросанные вроде бы в полном беспорядке камни установлены с таким расчетом, что из какой бы точки на них ни посмотреть, всегда минимум один камень будет невиден, оказываясь прикрытым своим соседом. Мастер хотел этим показать, что окружающая нас действительность не всегда соответствует реальному положению вещей. Нередко то, что мы принимаем за действительность, есть только кажимость. Иначе говоря, истину не всегда возможно распознать, находясь с ней в одном и том же измерении. Иногда следует подняться над ней хотя бы на высоту птичьего полёта. Так и с Садом, все камни в котором можно увидеть одновременно только охватив его взглядом целиком сверху.
Существует четыре версии того, что отображает Сад камней:
1. Песок - это вода, а камни - острова,
2. Песок - облака, а камни - вершины гор,
3. Песок - река. А камни - это тигрица, переплывающая реку с тигрятами,
4. Камни образуют иероглиф, означающий сердце, разум.
Три первые версии я охотно принимаю, а о четвертой ничего сказать не могу, так как не силен в японских иероглифах.
Перед тем, как войти в Сад, всем нужно снять обувь. Но ходить по песку или земле не придётся, потому что вокруг него настелены деревянные полы.
Подойдя к площадке с камнями, все, естественно, бросились их пересчитывать. Я увидел тринадцать камней из пятнадцати, а мой особенно экзальтированный сосед разглядел аж восемнадцать. Это был как раз тот товарищ, который вчера усерднее всех дегустировал саке. Вероятно, он еще не отошел полностью от “впечатлений” после визита в Музей этого алкогольного напитка. Так что в Саду камней можно разглядеть разные чудеса. Важно правильно к встрече с ними подготовиться.
Во время переездов по Киото от одной достопримечательности к другой, мы пересекли по мосту небольшую речку, которая называется Камо. И тут я хочу заметить, что наши гиды постоянно твердили нам о глубоком влиянии культуры, религии, архитектуры и философии древнего Китая на свою соседку Японию, что, конечно, вполне справедливо.
Так вот, услышав о том, что мы пересекли реку Камо, я сразу вспомнил о том, что в России есть река Кама. - А не пример ли это влияния России на Японию? Или наоборот, -подумалось мне. По-моему стоит предложить изучить этот вопрос министру культуры России В.Мединскому, у которого пока не отобрали, но в будущем вполне могут отобрать ученую степень доктора исторических наук. Это была бы неплохая тема для его новой патриотической диссертации. Шутка.
Пока я раздумывал на отвлеченные темы, нас доставили к синтоистскому храму Хэйан-дзингу.
Сейчас, наверное, пришла пора сказать несколько слов об этой традиционной японской религии, да и вообще о религии в Японии. Основой синтоизма или синто является обожествление природных явлений и вещей, которые согласно верованиям древних японцев обладают духовной сущностью - ками. Каждый природный предмет обладает своим духом. Отсюда вытекает главный принцип синто - жить в согласии с природой и людьми, поскольку ками, то есть духи, люди и души умерших сосуществуют в нашем мире.
Формирование синто происходило под сильным влиянием буддизма, который был популярен среди японской аристократии. В связи с этим было сделано все возможное, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. На территории синтоистских храмов стали строить и буддийские храмы. Более того, одно время буддизм был государственной религией Японии. Потом это место вплоть до 1945 года занимал синто. Но в конечном счете это привело к двоеверию, которое здесь не порицается. Иначе говоря, люди посещают и синоистские и буддийские храмы, молятся и здесь, и там. В наши дни рождение детей в большинстве случаев отмечают в синтоистских храмах, а похороны проводят по буддийскому обряду. В Японии по Конституции, принятой после войны в 1947 году, религия отделена от государства, и храмы получили статус общественных организаций. В целом же можно сказать, что японцы достаточно веротерпимы.
А теперь можно вернуться к храму Хэйан-дзингу. В него ведут огромные ворота-тории, якобы не пропускающие злых духов внутрь святилища. Мы злыми духами не были, нехороших помыслов у нас тоже не имелось, поэтому мы без всяких затруднений прошли сквозь тории. Надо было лишь переступить через высокий порог.
Кстати, не надо ли установить ворота-тории в аэропортах? Может это будет надежнее, чем металлодетекторные рамки, сквозь которые переодетые агенты ФБР в качестве эксперимента легко пронесли к самолетам ножи и взрывчатку, как нам недавно сообщили американские СМИ.
Однако не нам это решать, поэтому вернемся в храм. Центральное здание святилища выглядит ярко и красиво, но больше всего меня впечатлили боковые крылья этого здания с очень симпатичными башенками по краям.
После визита в храм нам было показано коротенькое шоу кимоно - своеобразный показ мод. Шесть симпатичных девушек продемонстрировали нам свои самобытные и яркие национальные наряды.
Вечер этого дня мы встретили в квартале гейш под названием Гион. Это был кусочек старого Киото, застроенного домами, окна в которых снаружи вместо привычных нам ставен были прикрыты циновками.
Вокруг толпились кучи народа, часто встречались девушки и юноши в национальной одежде. Одна такая парочка попала в объектив моей камеры. Они по очереди фотографировали друг друга. Я заснял их в тот момент, когда девушка передавала парню свою сумочку и веер, хотя у него в руках уже собственная мужская сумка, сабля в ножнах и айфон, на который они и фотографировались. Видимо, они заранее готовились к своей фотосессии.
Гейш мы не встретили, но то, что увидели в этом уголке старого Киото, было очень интересным и запоминающимся.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий