Однажды во вторник
На днях я в очередной раз собрался побродить по залам Бруклинского музея искусств. Приехал. Был вторник, а по понедельникам и вторникам музей не работает. Я же об этом забыл. Невезуха. Ну, раз уж сюда приехал, - подумал я, - то похожу хотя бы вокруг. Очень уж не хотелось пускаться в довольно долгий обратный путь не солоно хлебавши. Перешел через дорогу и оказался в Dr. Ronald McNair Park. День был солнечный, теплый, но не жаркий, так что я с удовольствием и неспеша прогуливался по главной дорожке этого небольшого парка, когда наткнулся чуть в стороне от нее на абстрактную скульптуру “Danielle” работы Jane Manus, выставленную там во временную экспозицию.
Произведение это не блещет, по-моему, какими-то особыми изысками, но бросается в глаза своей ярко-желтой окраской. С разных точек обзора “Danielle” выглядит по-разному. При взгляде сбоку и справа заднюю часть скульптуры можно принять за идущие широким шагом ноги, стремящиеся догнать вырвавшееся вперед прямоугольное туловище. Логично предположить, что квадратная голова несчастной Даниэлы, каждая часть тела которой движется независимо от другой, находится или где-то далеко впереди, или же, напротив, безнадежно отстала, засмотревшись на вполне реалистичный бюст астронавта, в честь которого назван парк. А может просто затерялась в кустах.
Эта алюминиевая скульптура, лишенная каких бы то ни было новаций, вряд ли привлекала бы к себе особое внимание, если б не была покрашена в броский желтый цвет, что делает ее очень заметным пятном на фоне зеленой лужайки и окружающих деревьев. Желтый цвет - мой любимый, так что вид солнечных бликов в лакированных угловатостях Даниэлы на фоне голубого неба и зелени парка создавал легкое и приятное настроение.
Обойдя вокруг дезинтегрированную, но оптимистичную Даниэлу, я решил зайти в Бруклинский ботанический сад, вход в который в этот день оказался бесплатным. Хоть в чем-то мне повезло.
В саду было очень красиво, цвело множество трав и кустарников. Недалеко от входа, на чудесной зеленой поляне увидел абстрактную скульптуру, сооруженную из средней толщины жердей, покрашенных в глубокий ультрамариновый цвет. И здесь цвет опять сыграл главную роль в привлекательности этого, все же незамысловатого, сооружения. Ведь если бы автор оставил жерди в их первозданном виде, то этот взлохмаченный “дикобраз” был бы похож на раскатившийся в дровяном складе штабель, в котором бревна под напором соседей встали торчком случайным образом зацепившись друг за друга. Или на небрежно, кое-как, сделанный пионерский костер к началу очередного лагерного сезона.
Но цвет, необыкновенный синий цвет этого пылающего синим огнем странного костра под синим небом на измурудно зеленой поляне, привлекал к себе толпы постетителей парка, так что эту скульптуру, названную ее создателем Ш.Дарком “Tangle wood”, невозможно было сфотографировать в чистом виде. Около нее обязательно кто-нибудь да позировал. В одиночестве или в большой компании.
И еще раз в этих двух случаях - цвет, цвет и цвет, а не форма или объем. Кстати, об объеме.
Несколько лет назад, во дворе шикарного кондоминиума The Sheffield в Манхеттэне, я увидел молочно-белого цвета скультуру, изображающую чудесную женскую головку. С улицы она была видна в профиль. Я подошел поближе и тут меня поджидал сюрприз: скульптура имела высоту и глубину, но почти не имела ширины, то есть при взгляде анфас фактически была плоской, двухмерной. Это оригинальное произведение, названное “IKON”, создал известный американский скульптор Дэвид Хостетлер.
Присмотревшись повнимательнее к женской головке, я испытал ощущение, что где-то уже видел этот остренький носик и похожую прическу. И вспомнил. То была скульптурная композиция “The Duo”, которую впервые я увидел лет десять назад. Две женщины стояли около Trump International Hotel and Tower в районе Columbus Circle на Манхэттене. Их фигуры были объемными, но головы вылядели такими же плоскими, как и “IKON”. Я даже подозреваю, что автор взял одну из тех головок, увеличил ее в размере и установил на пьедестал.
И тут я попытался представить, где могли бы жить такие двухмерные дамы. Когда-то очень давно, не помню уже где, я читал фантастическое произведение о жизни двухмерных существ. Их мир - это плоский лист бумаги, по которому они могли двигаться вправо и влево, вперед и назад, но понятий верх и низ, то есть третьего измерения для них не существовало. Одним из следствий этого мог бы служить пример с банком. Положив деньги в ограниченную с четырех строн линиями банковсую ячейку, обитатель двухмерного мира вполне резонно мог полагать, что надежно спрятал свое богатство. Однако житель трехмерного мира способен без всякого труда деньги оттуда забрать, воспользовавшись тем, что сверху ячейка для него открыта.
Вот так неожиданно для самого себя я окунулся в далекие и во многом приятные воспоминания всего лишь от созерцания пары непохожих друг на друга скульптур.
В общем, моя поездка в неработающий по вторникам Бруклинский музей искусств оказалась довольно удачной. Я получил удовольствие от увиденных произведений искусства, о существовании которых не подозревал, и полюбовался красотами нашего Ботанического сада. Главное - сделать шаг в сторону. И тогда все возможно, особенно в Нью-Йорке.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий