Эпоха бэби-бумеров
Приблизительно пятьдесят лет назад на историческую арену вышло новое поколение людей - бэби-бумеры. Они принесли с собой новое мировоззрение, новую культуру и новые потребности и интересы. Это относится и к коллекционированию.
И если перед старым коллекционером, всю жизнь собиравшим, к примеру, марки СССР, давно встал вопрос: “А что собирать дальше?”, потому что такой страны не существует уже около трех десятилетий, то для тех, кто родился в первые послевоенные годы, такого вопроса нет. Если для первого тема закрыта и то, что можно было собрать - собрано, то для второго открываются новые, иногда дотоле неизведанные области коллекционирования.
До какого-то определенного момента люди собирали предметы и вещи, относящиеся к концу позапрошлого века и, грубо говоря, вплоть до 30-х годов прошлого столетия. В искусстве это был, например, импрессионизм. Но прошло время, появились и развились постмодернизм, концептуализм и многое другое в качестве новых направлений в искусстве. Во времена их зарождения, они были рядом, под рукой и ценились мало и мало кого интересовали. Теперь дело иное. С тех пор много воды утекло, появилось поколение новых людей, для которых это стало историей и сделалось привлекательным и интересным. Одним из таких переломных исторических моментов можно считать время окончания Второй мировой войны, особенно эпоху, которая наступила после знаменитой Фултонской речи Черчилля, в которой он изложил свое видение моральных основ послевоенного мира и впервые употребил выражение “железный занавес”. С этого времени фактически началась холодная война, а Советский Союз, отделивший железным занавесом себя и страны так называемого социалистического легеря от западных демократий, заделал в нем все, даже малейшие, щели. И то, что происходило в те времена за железным занавесом в культуре, искусстве, просвещениии, можно было назвать одним словом - пропаганда. Пропаганда направленная против бывших союзников по антигитлеровской коалиции. На любое произведение искусства, будь то живопись, книга, открытка, карикатура, сатирический плакат, или почтовая марка, накладывалось требование прославления советской власти и коммунистических идей, исполненное в духе социалистического реализма в соответствии с партийными установками и клише.
Для поколения бэби-бумеров, родившихся в первые послевоенные годы в СССР - это была привычная среда обитания. Иного они не видели, это была обыденность, которая мало кого интересовала.
Чем же ответила эмиграция в основном послевоенной, второй волны из Советского Союза на его пропаганду? Высмеиванием, развенчанием лжи, доносящейся из социалистического лагеря. Эмигранты всегда были политизированными, потому что они накопили свой собственный, новый жизненный опыт, получили возможность сравнивать, так как жили прежде в иной культурной, социальной, идеологической и политической среде, отличной от той, которую считали естественной коренные жители западных стран. По этой причине эмигрантские сообщества не желали терпеть ложь, которая опрокидывалась на головы жителей демократических государств из СССР и его сателлитов. И боролись с нею, как могли.
Однако сейчас всё, что делалось в этом отношении по другую, свободную сторону железного занавеса, недооценено, не описано, не исследовано и не каталогизировано. Материалы того времени попросту исчезают, попадая в макулатуру и повседневный мусор. Объясняется это тем, что на историческую арену пришло очередное поколение молодых людей, когда внуки чистят, фигурально выражаясь, дедушкины книжные полки, ибо они живут в культурной среде сильно отличающейся от той, в которую попали их деды-эмигранты. В семьях произошла поколенческая трасформация, сменился язык. Для внуков выходцев из СССР, которые попали на Запад сразу после Второй мировой войны, материалы на русском языке зачастую стали непонятной китайской грамотой, графические образы превратились в ничего не говорящие абстракции, а карикатурные лица персонажей, которые их дедами узнавались с первого взгляда, оказались незнакомыми, никогда не виданными ранее.
В связи с этим, задачей современных собирателей и коллекционеров является разыскание, систематизация, спасение и сохранение образцов ответной эмигрантской пропаганды. Это тем более важно, что между подобными материалами там и здесь существует большая разница. Там любые печатные издания - книги, журналы, газеты, открытки, плакаты и тому подобное попадали в библиотеки, оседали в архивах, или оказывались в руках большого количества людей, так как публиковались огромными тиражами. Здесь же это всегда были малотиражные издания, которые зачастую распространялись внутри какой-то одной относительно небольшой общины. Иногда они вообще печатались на ротапринтах, что делало эти материалы еще более редкими. И этот факт превращает их в очень интересные и ценные исторические памятники, несмотря на их иногда весьма непрезентабельный вид.
В качестве яркого примера можно привести журнал “Лис Микита” (”Лис Никита”), который на протяжении сорока с лишним лет издавал на украинском языке выдающийся карикатурист Эдвард Козак, больше известный как ЕКО по графеме авторской подписи.
В февральском за 1975-й год выпуске этого журнала на лицевой стороне обложки помещена замечательная карикатура на политику СССР того времени. Удивительным образом то, что подметил карикатурист более сорока лет назад, перекликается с сегодняшними событиями в политике России. Автор изобразил Брежнева, лежащего на больничной каталке, около которой стоит с клизмой наготове санитар. Он вопрошает: “Какие у тебя, Брежнев, хворобы?” И сам же отвечает: “Китайская желтуха, израильские чирьи, сирийская краснуха, египетские утверждения, желчные камни и американские послабления”. Особенно актуально сейчас звучат сирийская краснуха и американские послабления, вызывая немедленные аллюзии с санкциями.
Эдвард Козак (1902 - 1991) родился на Львовщине в крестьянской семье немецкого происхождения. Однако с детства ощущал себя украинцем и оставался таковым до конца жизни. В ходе Второй мировой войны попал в лагерь для перемещнных лиц в Германии, где в 1948 году начал издавать юмористически-сатирический журнал “Лис Микита”. Его карикатуры в то время перепечатывали ведущие европейские журналы. В 1951 году Козак эмигрировал в США, обосновался в Детройте, где вплоть до 1991 года продолжал начатое в Германии дело. Остросатирические карикатуры на политику, пропаганду и первых лиц СССР снискали журналу большую популярность. Казалось бы “Лис Микита” прекратил свое существование относительно недавно, однако попробуйте найти этот журнал сегодня. А ведь это целая эпоха в зарубежной Россике. Хочу напомнить, что под термином «зарубежная Россика» понимают совокупность всех зарубежных материалов (в том числе эмигрантских), имеющих отношение к России.
В качестве второго и последнего примера упомяну пару эмигрантских открыток. На одной из них изображен Фидель Кастро, проснувшийся в холодном поту. В кошмарном сне ему привиделось сближение между СССР и США после того, как Горбачев объявил об окончании холодной войны во время его мальтийской встречи с Джорджем Бушем старшим.
На другой открытке, посященной борьбе американцев за свободный выезд евреев из Советского Союза, изображено расступившееся Красное море, по сухому дну которого Моисей вывел евреев из египетскгого рабства.
Эти примеры ясно показывают, что эмигрантская контрпропаганда заслуживает серьезного внимания и глубокого изучения. А для этого необходимо сначала ее просто сохранить.
Апрель 23, 2017 @ 20:57
The very actual and important topic. Though, I should note, that collecting often inverts history in a garbage until collection isn’t saved and exhibited a for public
Оставить комментарий