Мы помним!
В воскресенье 25-го сентября в Мемориальном парке Холокоста в Бруклинском районе Шипсхэд Бей состоялась очередная ежегодная встреча уцелевших после Холокоста жителей бывших еврейских местечек Староконстантиново и Острополь, что ныне находятся в Хмельницкой области Украины.
Организует такие встречи известный общественный деятель, участник Второй мировой войны, журналист, писатель и художник И.А.Вайншельбойм, сам выходец из Староконстантинова. Люди собрались около мемориального камня, установленного в парке в память о более шести тысячах евреев, убитых фашистами в Староконстантинове и Осторополе.
Исаак Абрамович, которому уже перевалило за девяносто, принес туда три свои картины, написанные им в память о тех страшных событитях. Он и открыл встречу с короткого напоминания о событиях в его родном Староконстантинове, которые произошли ровно 74 года назад, когда там были расстреляны почти шесть тысяч его жителей. “У всех этих людей были имена и фамилии”, - сказал он и предложил основать новую традицию: зачитывать на таких ежегодных собраниях их имена. Тем более, что в Украине издана “Книга скорботи” (Книга скорби), где перечислены все погибшие в трех соседних районах Хмельницкой области, в том числе и в Староконстантиновском. Сам же он напомнил всем имена своих семнадцати родственников, которые там были убиты в годы войны.
Еще до начала мероприятия случайно разговорился я с Манусом Худяком, который в предвоенные годы жил в Староконстантинове, а его отец быд выходцем из Острополя. Я поинтересовался, как ему удалось выжить. И он рассказал мне, что совсем еще мальчишкой, вместе с матерью и братом в самый критический момент успел попасть в последний эшелон, увозивший беженцев. После долгих мытарств они в конце-концов осели в казахском ауле, расположенном на берегу реки Урал. Там его мать работала в колхозе бухгалтером, а заодно отвозила на телеге, запряженной волом, бидоны с молоком на молокозавод. Иногда она брала с собой маленького Мануса, который палкой погонял вола. Кличка у него была Барсилай. Правда, здесь за точность я поручиться не могу. Манус запомнил кличку этого вола на всю жизнь, а я забыл через полчаса.
Однако, хочу вернуться к той части выступления И.А.Вайншельбойма, где он говорил о своих картинах. Накануне печальной годовщины он много думал о своем родном Староконстантинове, которое как еврейское местечко уже давно не существует. В одну из ночей ему приснился сон, что на краю городка выкопали огромную яму, которая доверху наполнилась кровью, а по ее краям выросли страшные цветы, с которых в яму капала роса в виде кровавых капель.
Эту макабрическую аллегорию он и отобразил на своей первой картине. На другой он написал портрет своего деда Хаима, погибшего вместе со своими детьми и внуками в расстрельной яме. Он изображен на фоне памятника жертвам Холокоста в Староконстантинове.
В городе есть еще один памятник жертвам фашистов. В первый же день оккупации были расстреляны все большевкики, пленные и цыгане. Им установлен памятник около железнодорожного вокзала. Этот памятник и был изображен на третьей картине.
Потом выступили со своими воспоминаниями практически все присутствующие. Были произнесены горькие и печальные слова.
Однако, несмотря ни на что, память о безвинно погибших людях жива, и будет жива до тех пор, пока мы будем вслух называть их имена.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий