Картины, написанные с любовью
- Что же за теми окнами?
- Мир неуёмных фантазий
В прошлом и будущем сотканных
Из несусветных связей.
“Окна” Людмила Лейбович
Три недели назад в галерее, расположенной в помещении Kings Bay Library (3650 Nostrand Avenue) была открыта персональная выставка картин художницы Людмилы Лейбович - члена Гильдии мастеров художественного и прикладного искусства. За прошедшие дни многие поклонники творчества членов этого объединения и просто читатели библиотеки смогли познакомиться с произведениями живописи и графики Л.Лейбович.
А в прошлую субботу, 20 февраля, состоялась презентация выставки, на которой было представлено более тридцати мастерски исполненных работ в самых разнообразных жанрах: натюрморт, бытовые сценки, портрет, ландшафтный и архитектурный пейзаж. В зале галереи не осталось свободных мест. Пришли друзья, знакомые и просто любители художественного творчества Людмилы.
Это не первая персональная экспозиция произведений художницы. Три года назад в этом же зале с большим успехом прошла ее юбилейная выставка.
Открыл презентацию президент Гильдии Илья Натанзон, а далее после теплых поздравительных слов вела ее Нина Цыпина.
От желающих сказать несколько теплых слов в адрес автора замечательных живописных работ, акварелей и графических рисунков не было отбоя. У меня нет возможности процитировать каждого из выступавших, но если говорить обобщенно, то всех поразила и восхитила творческая активность Людмилы, ибо подавляющее большинство холстов и рисунков, представленных для обозрения, оказались совершенно новыми и были созданы ею в последние два-три года. Возникло четкое впечатление, что с годами автор этих замечательных произведений лишь молодеет, постоянно совершенствуется в мастерстве, достигая новых вершин в своем творчестве. В результате между живописными работами Людмилы и зрителями возникает некая обратная связь, рождающая ощущение жизнерадостности и доброты. А еще красочности мировосприятия и оптимизма автора.
И это при том, что Людмила Лейбович не является профессиональным художником. Она родилась в Одессе, была в эвакуации. Вернувшись с семьей в родной город, закончила там школу и поступила в институт, собираясь стать архитектором, потому что с детства любила рисовать. Однако судьба распорядилась так, что она получила профессию инженера-гидротехника и проработала в этом качестве сорок лет. Но рисовала она всегда, хотя полностью отдаться любимому искусству смогла только здесь.
“Я люблю каждую свою картину, - говорит она, - “но особенно сильно именно ту, над которой в данный момент работаю”. Понятно, почему произведения Людмилы столь красивы и убедительны: они написаны с любовью.
Должен заметить, что работы, представленные в этот раз на выставке не снабжены табличками с названиями, хотя они вовсе не являются безымянными. Но в данном случае каждый зритель сам может назвать любую из них по своему усмотрению, исходя из сюжета или собственного настроения и восприятия.
А теперь несколько слов о картинах особо отмеченных и выступавшими и зрителями, хотя не могу исключить и некоторой собственной субъективности в оценках. В первую очередь я назвал бы “Трамвай”. Простой сюжет - по улице идет трамвай, недавно прошел дождь, какая-то женщина еще не успела закрыть зонтик, но уже распогодилось, заголубело небо. Картина в основном написана в теплых желтых тонах, и от нее исходит солнечный свет.
Столь же сильно притягивает взгляд живописностью и красочностью картина, на которой изображено озеро с многочисленными, пестро покрашенными лодками.
Невозможно равнодушно пройти мимо живописного полотна под названием “Девочка с яблоками”. Чего только стоит лукавый взгляд этой девчушки. Ах, как она любит спелые, ароматные, сладкие, красные яблочки! Одно из них она уже надкусила. Поглядывая на вас, она чувствует, что вы ей завидуете. Но она готова поделиться. Надо только ее попросить, и девочка одарит вас одним из своей корзинки. А яблоки выписаны так, что глядя на них, слюнки текут.
Необыкновенно лирично выглядит картина, на которой изображена девушка, сидящая на широком подоконнике у распахнутого окна, выходящего в цветущий сад. На улице весна. И в жизни юной девушки тоже весна. Мы не знаем, как она выглядит, потому что видим ее со спины. Но нет сомнения, что она прекрасна, как тот чудесный, весенний сад, которым она явно любуется. Любуется и мечтает. Конечно же о принце на белом коне. И каждому, кто смотрит на эту картину, все совершенно ясно и понятно без всяких подписей и пояснений. Особую прелесть этому произведению придает одна немаловажная, на мой взгляд, деталь: на кресле, стоящем у окна, мирно спит небольшая собачонка, а у его ножки пристроился пушистый котенок. И это придает картине необыкновенную достовереность и теплоту.
Кстати, эти домашние питомцы - частые гости на картинах Людмилы. Вот, например, полотно, на котором изображен мужчина, одиноко сидящий на скамейке на высоком берегу реки. Но тем не менее, он не один, потому что рядом пристроилась собака - его верный друг.
На другой картине мы видим мужчину, кормящего птиц у старинных каменных ворот. Но если приглядеться, то на заднем плане можно увидеть, кота, который явно очень заинтересовался ничего не подозревающими птичками, а еще дальше, за железной решеткой ворот мирно дремлет другая кошка.
Изображение этих ворот Людмила увидела на какой-то старой фотографии и поместила их на свой холст, добавив туда сценку с кормлением птиц.
Художники нередко используют фотографии в качестве основы для своих произведений. Не является исключением и Людмила, однако, у нее это никогда не бывает простым копированием. Очень часто она соединяет в одном произведении несколько фотографий, выбирая из них самые интересные, запоминаюшиеся или характерные фрагменты и творчески их перерабатывая. В результате появляется совершенно новое, лишенное какой бы-то ни было компилятивности произведение искусства, несущее новый смысл, имеющее новое содержание, отражающее неординарный взгляд на событие. Кроме того, Людмила часто привносит в свои произведения и много своего, специально придуманного, оживляя пейзаж или уличную сценку.
Особого рассказа, по моему мнению, заслуживает одна картина, несколько выпадающая из общего ряда, чем она и привлекала внимание. На ней был изображен зрительный зал оперного театра, заполненный слушателями. Людмила рассказала историю создания этого полотна, называнного ею “Набукко”.
Но прежде чем продолжить, я считаю необходимым сделать довольно длинное отступление. Надеюсь, читатели простят мне это, ибо требуется сказать хотя бы несколько слов о выдающемся произведениии Джузеппе Верди опере “Набукко”.
Мне было известно, что Верди написал около трех десятков опер и среди них была опера “Набукко”. И это почти всё. В свои новосибирские детские и юношеские годы, особенно во время учебы в музыкальной школе, я часто ходил в Новосибирский оперный театр, который входил тогда в число лучших театров страны. Я прослушал много опер и посмотрел немало балетов, но оперу “Набукко” я не слушал никогда. В те времена я просто даже не знал о ее существовании. И не мудрено. Это знаменитое произведение Верди, принесшее ему мировую славу, было написано на библейский сюжет. Это был рассказ о завоевании Иудеи вавилонским царем Новуходоносором (в либретто он носит имя Набукко), обращении евреев в рабство и изгнании их в Вавилон. Историческая премьера спектакля состоялась в миланской “Ла Скала” в 1842 году. В последующие десять лет опера была поставлена практически во всех крупных европейских театрах. В России опера “Набукко” была поставлена в 1851 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, а затем она ни разу не возобновлялась ни в царской России, ни в СССР. Немудрено, что я не слышал эту оперу. Лишь 2001 году “Набукко” была поставлена в Большом театре в Москве.
Наиболее известным фрагментом из этой оперы является хор пленных иудеев, начинающийся словами “Лети, мысль, на золотых крыльях”. Еврейские пленники поют “о прекрасной утраченной родине”. Этот хор был символом стремления народа, и не только еврейского, к свободе. Во времена, когда была написана опера, Италия была раздроблена, часть ее находилась под властью Австрии, поэтому слова из уст вавилонских пленников звучали для итальянцев чрезвычайно акутально. В результате хор из «Набукко» стал вторым национальным гимном Италии. На похоронах автора этого хора, его пел народ, провожая в последний путь своего великого композитора Джузеппе Верди. То же самое случилось и на похоронах всемирно известного дирижера Артуро Тосканини. Хор звучал и при открытии восстановленного после Второй мировой войны театра Ла Скала.
А теперь можно вернуться к рассказу о том, что же подвигло Людмилу Лейбович к написанию своей картины. Однажды она прочитала статью о культурных событиях в Италии, когда там в марте 2011 года отмечали 150-летие объединения страны. К этой дате в Риме была поставлена опера Д.Верди “Набукко”, которой дирижировал Риккардо Мутти. На представлении присутствовал тогдашний премеьр-министр Италии Берлускони, правительство которого незадолго до этого приняло решение о сокращении бюджета на культуру.
Итак, опера началась, и все шло гладко. но после исполнения хора рабов, зал взорвался аплодисментами и криками “бис!”. Люди были солидарны с плачем пленных евреев: “О, моя родина, такая прекрасная и утраченная”. Зрители начали выкрикивать злравицы в честь Италии и бросать записочки патриотического содержания.
И тогда Мутти, обратившись к Берлускони, сказал, что если мы будем продолжать в том духе, как действуем сейчас, то искореним собственную культуру. А потом он повторил на бис хор пленников и весь зал стоя подпевал ему. Вот этот момент и отразила на своей картине Людмила.
К чему я рассказал эту довольно длинную историю, казалось бы не относяшуюся к делу? А к тому, что настоящее искусство не ограничено собственными рамками. Все виды искусств, казалось бы весьма удаленных друг от друга, как, например, живопись и музыка, тем не менее прочно связаны незримыми нитями. И я невероятно благодарен Людмиле за то, что она своей картиной побудила меня сесть и прослушать практически всю оперу, отчего я получил огромное эмоциональное наслаждение. Не будь ее картины, замечательное произведение Верди, по всей вероятности, осталось бы для меня неизвестным. Я - человек сентиментальный, но тем не менее выбить из меня слезу довольно трудно. Однако, когда я, сидя за компьютером, прослушивал на You Tube третий раз подряд замечательную мелодию хора пленных иудеев, тоскующих “о прекрасной утраченной родине”, у меня слезы навернулись на глазах. Живопись Людмилы Лейбович, а именно ее картина “Набукко”, внесла новые, музыкальные краски в мою жизнь.
Я вовсе не призываю всех прослушать оперу “Набукко” от начала до конца, но очень рекомендую послушать хор пленных иудеев из этого выдающегося музыкального произведения. Не пожалеете. И, конечно, же очень советую посетить выставку картин Людмилы Лейбович. Возможно, у вас они породят ваши собственные ассоциации и мысли, и вы увидите окружающий мир с новой, завораживающей и прекрасной стороны.
Вообще рассматривать художественные полотна не только увлекательно, но и познавательно. Невольно получилось в рифму, но это в данном случае и неплохо, потому что дает мне возможность плавно перейти к рассказу о других талантах Людмилы, а именно о ее поэтическом даре. Она пишет не только прекрасные картины, но и хорошие стихи.
Здесь сделаю еще одно, теперь короткое, отступление. Мне доводилось бывать у Людмилы дома. В ее квартире невероятно уютно. Сразу видно, что здесь живет женщина наделенная тонким вкусом и замечательным чувством красоты. Все стены комнат увешаны ее картинами, которые придают не только особое очарование ее жилищу, но и многое говорят о хозяйке этого дома.
В последний раз я был у нее вскоре после презентации выставки. Мы немного поговорили о жизни и искусстве, а потом Людмила достала толстую тетрадь и прочла мне оттуда несколько своих стихотворений. Одно из них, под названием “Окна”, мне особенно понравилось. Именно из него я взял строфу для эпиграфа. Там очень точно подмечено, что мир наших человеческих и художественных фантазий, особенно у творческих личностей, соткан из “несусветных связей”. От себя добавлю - и из непредвиденных случайностей, невероятных аналогий и странных неожиданностей, а затем все это превращается творческим человеком в живописный холст, музыкальное произведение, повесть или рассказ, в большую поэму или короткое стихотворение.
Но на этом не заканчивается творческий диапазон Людмилы. Она еще занимается дизайном одежды, которую и шьет собственноручно. В ее гардеробе много уникальных вещей, созданных ею самой от начала до конца. На прощание я уговорил ее надеть замечательное пальто, собственного покроя и пошива, в котором ее и сфотографировал.
Разнострониий человек, и интересы ее широки и разнообразны.
Выставка продлится до 11 марта текущего года.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий