Художник Владимир Лобанов
По субботам в Kings Bay Library, расположенной по адресу 3650 Nostrand Avenue, обычно проводятся разнообразные культурные мероприятия. Не должна была стать исключением и прошлая суббота, когда в галерее библиотеки планировалась презентация работ члена Еврейской Гильдии художников и мастеров прикладного искусства Владимира Лобанова, приуроченная к его 85-летию. Однако нью-йоркская погода, а точнее непогода, внесла в эти планы свои поправки. Из-за надвигающегося шторма презентацию пришлось перенести на 30 января.
Картины же были развешаны заранее, еще 9 января и любой желающий может их увидеть. Юбиляр представил на суд зрителей около трех десятков живописных полотен, написанных в разных жанрах, начиная от портета и пейзажа и кончая бытовыми сценами. В день презентации картины будут дополнены еще и расписными тарелками.
Ранее я уже видел несколько картин этого художника на коллективных выставках, прводимых Гильдией. Еще тогда они привлекли мое внимание профессионализмом исполнения и оригинальностью замыслов. Посещение же персональной выставки еще до презентации оправдало все мои ожидания. Но об этом чуть позже.
Сначала мне хочется рассказать о встрече с Владимиром Лобановым у него дома. Отворила мне дверь его жена Веля - моложавая и симпатичная женщина. Когда я вошел, поднялся мне навстречу, опираясь на тросточку, и сам хозяин, сидевший до этого на диване. Владимир оказался крупным, где-то под 190 см ростом, мужчиной с артистической внешностью.
На стенах в квартире висело с дюжину картин и очень много фарфоровых тарелок, разукрашенных разнообразными многоцветными рисунками. Хозяева сказали, что большинство полотен находится на выставке, поэтому свободное пространство они временно заполнили тарелками, которые расписал Владимир.
В зале у него выделен небольшой уголок, где стоит мольберт с незаконченным пейзажем, написанным акриловыми красками.
На стене, примыкающей к кухне, я обратил внимание на очень симпатичный триптих, главным, объединяющим элементом которого были крупные кисти спелой красной калины. Так и хотелось отщипнуть одну ягодку и сунуть в рот, чтобы ощутить терпкий, горьковатый вкус калины, которой лакомился давным-давно в детстве.
Оказалось, что у этого триптиха интересная история. Поначалу это был просто натюрморт, ныне занявший центральную часть триптиха. На различных выставках эта работа вызывала неизменное внимание зрителей своей яркой красочностью и прекрасным исполнением, когда каждая ягодка манила прозрачным соком, а яблоки, казалось, были налиты медом. И Владимир решил дописать к этому натюрморту еще две части. Так родился этот чудесный триптих.
И еще одна картина, оставленная дома, привлекла мое внимание. На ней изображен старик-портной, сидящий за швейной машинкой. Он застигнут в тот момент, когда вдруг резко от нее отвернулся, чтобы бросить взгляд в окно, сквозь которое льется ровный солнечный свет. Что-то важное, увиденное там, отвлекло его от работы, так как печать сосредоточенности еще не покинула его лицо. Интересная работа.
Родился Владимир в семье, где отец был бухгалтером, а мать домохозяйкой. Его отец хорошо рисовал, но профессионально этим никогда не занимался. Сын же унаследовал эту любовь к рисованию и еще в детстве решил, что будет художником. Однако у него были и другие увлечения. Маленький Володя был очень музыкален. Однажды он попал с родителями на концерт Буси Гольдштейна и был так поражен мастерской игрой на скрипке этого вундеркинда, что загорелся новой мечтой и захотел стать музыкантом. Мальчишка настоял на том, чтобы родители купили ему скрипку, и отправился учиться в музыкальную школу. Однако, наш почитатель юного таланта слегка переоценил свои силы, решив, что через пару-тройку дней сможет играть на полюбившемся было инструменте так же виртуозно, как это делал Буся. Разочарование не заставило себя долго ждать, скрипка была заброшена, и все силы уже окончательно и бесповоротно были отданы рисованию.
Воспоминания о тех временах послужили много позже поводом для написания картины под названием “Буся Гольдштейн”, на которой изображен малолетний музыкант со скрипкой, идущий по улице какого-то местечка. Эта небольшая картина представлена на выставке в галерее библиотеки.
Музыка же, несмотря на первое разочарование, не была предана забвению. Оказалось, что у Володи очень хороший голос, и он постоянно выступал в качестве солиста в школьной, а позднее и в институтской самодеятельности. Ну, и, конечно, участвовал как художник в оформлении стенгазет.
С началом войны семья была эвакуирована из Харькова в тогдашнюю столицу Киргизии город Фрунзе, где будущий художник посещал кружок рисования в доме пионеров.
После возвращения на Украину и окончания школы Владимир сначала поступил в художественное училище, а затем в институт прикладного и декоративного искусства во Львове, который и окончил в 1956 году. Его выпускной дипломной работой стала декоративная фарфоровая ваза, при изготовлении которой автору понадобились навыки керамиста, скульптора и художника. Дипломная работа студента, посвященная 700-летию Львова, получила самую высокую оценку, была замечена художественной общественностью города, о ней писали в газетах.
После завершения учебы Владимир много и плодотворно работал, причем помимо живописи он немало внимания уделял прикладному искусству: чеканке, фарфору, создавал большеформатные мозаики, витражи и панно, работая в технике сграффито. Не сторонился и общественной деятельности, за что был награжден медалью Шевченко.
А теперь собственно о выставке. Легко заметить, что старая любовь к музыке нашла свое отражение во многих произведениях В.Лобанова. Подтверждение тому - три живописные работы, посвященных джазу. Но кажется, что они созданы двумя разными художниками: одна в реалистическом, немного буффонадном стиле, две другие в стиле модерна, где перемежающиеся цветовые пятна создают впечатление динамичного, синкопированного музыкального пространства.
Это излюбленный стиль художника, в подобном ключе им выполнено множество работ, характеризующих его художественный почерк. Достаточно беглого взгдяда на такую картину, чтобы распознать руку В.Лобанова. Таков, например, холст “Велосипедисты”, не представленный на выставке, но который я видел у него дома. С помощью своего фирменного приема мастеру удается сотворить впечатление стремительного, непрерывного движения. Интересно, что при рассматривании картины “Шахматисты”, представленной в экспозиции и написанной в таком же стиле, у меня вовсе не возникло ощущения физического перемещения в пространстве, вместо этого я погрузился в обволакивающую атмосферу наэлектризованной мысли и высокого интеллектуального напряжения. Выходит, что похожими приемами, художник заставляет зрителя испытывать разные ощущения, и это лишний раз свидетельствует о его мастерстве.
Особо стоит сказать о картине “Холокост”, решенной в оригинальной цветовой гамме. Обычно на полотнах, изображающих трагедию еврейского народа, живописцы используют огненно-красные, оранжевые и черные тона. Здесь же сквозь оливково-зеленый фон с коричневатыми вкраплениями, как сквозь гущу сильных, полных жизни молодых деревьев и высоких трав, тянущихся к солнцу, вдруг проглядывает человек, прикрывший в ужасе лицо ладонями. Он видит нечто невообразимо страшное и трагическое. В картину нужно вглядеться. А вглядевшись, можно увидеть и нечто другое: размытые контуры человеческих фигур, лиц и рук. Это души загубленных людей, которым бы еще жить, наслаждаться солнцем, зеленеть, цвести и плодоносить: рожать детей, приносить в мир новые идеи, совершать научные открытия, писать книги, сочинять музыку и петь песни. А их убили.
Художник скупыми средствами добивается многогранного эффекта, заставляет задуматься, поразмыслить и о нашей сегодняшней жизни, когда в мире нарастает террор и продолжаются убийства ни в чем не повинных людей.
В заключение хочу выразить уверенность, что картины Владимира Лобанова никого не оставят равнодушным, и те любители искуства, которые посетят его выставку, получат истинное удовольствие.
Май 23, 2022 @ 11:08
у меня есть около 30 работ Владимира Лобанова в Киеве мне их подарил сын Владимира Антон(Анатолий)
Май 26, 2022 @ 20:55
Я рад за вас.
Оставить комментарий