Я к роду своему любовь свою утроил

Понедельник, Сентябрь 30, 2013

Каждое третье воскресенье сентября вот уже на протяжении 16-ти лет собираются в Бруклинском мемориальном парке Холокоста уроженцы украинского города Староконстантинов и соседнего с ним села Острополь, их родственники, друзья и знакомые, выжившие в огне Второй мировой войны, чтобы почтить память погибших там жителей этих местечек от рук немецких фашистов.

Одним из основателей этой традиции является уроженец Староконстантинова, известный общественный деятель, художник и писатель Исаак Вайншельбойм. В этот раз он принес на встречу несколько своих живописных полотен, посвященных Холокосту. Почтить память погибших пришли более полусотни человек.
Выступает Исаак Вайншельбойм
Открывая митинг, Исаак напомнил присутствующим о страшных испытаниях, выпавших на долю еврейского народа в двадцатом веке, о том как после ужасов Холокоста советская власть пыталась убить саму память в людях о тех бесчеловечных событиях. На немногочисленных и очень скромных памятниках жертвам фашизма, установленных в бывших местечках, кощунственно указывалось, что они поставлены в память о погибших советских людях, а не о загубленных жизнях еврейских детей, женщин и стариков. И дело не ограничивалось только этим. Каково было узнать в один не очень прекрасный день 1954 года немногим выжившим в Холокосте евреям, что Каменец-Подольскую область, в которой расположен их родной Староконстантинов, переименовали в Хмельницкую. Теперь имя зверского погромщика Хмельницкого, убившего со своими казаками десятки, если не сотни тысяч евреев, они должны были слышать каждый день и писать его имя на почтовых конвертах, отправляя письма своим родным. И это было сделано в то время, когда свежие раны еще продолжали кровоточить.

Завершая свое вступительное слово, И. Вайншельбойм высказал идею о создании специального фонда для того, чтобы поставить памятные камни в каждом местечке, где погибли евреи от рук фашистов. Это могли бы быть недорогие, достаточно простые, но долговечные памятники в виде каменной глыбы с одной отшлифованной стороной, на которой должны быть указаны сведения о погибших. У самого Исаака в Староконстантинове погибли семнадцать родных и близких ему людей, в том числе дедушка, два дяди и девять двоюродных братьев и сестер.

Желающих выступить было много, и я не имею возможности перечислить их всех. Назову только Семена Рудяка, специально приехавшего на эту встречу из города Бруклайна, находящегося около Бостона в штате Массачусетс. Он сам чудом выжил, мальчишкой оказавшись в гетто Джурин, организованном фашистами в Винницкой области.
Читает стихи Семен Рудяк
Из своего поэтическогго сборника «Семейный альбом», он прочитал замечательное стихотворение «Ров». Вот предпоследняя строфа оттуда:

За шесть десятков лет
Я изменился сам
И понял многое и многое усвоил
И ненависть свою удвоил к палачам
А к роду своему
Любовь свою утроил!!!

Замечательные слова. От себя лишь замечу, что люди говорили со слезами на глазах. Основным лейтмотивом выступлений было то, что мы не можем и не должны забывать о страшных событиях Холокоста для того, чтобы ничего подобного никогда больше не повторилось, несмотря на немалое количество «мечтателей», желающих проделать это снова с нашим народом.

По сей день в мире и у нас в стране есть много неонацистов, антисемитов, исламских фундаменталистов и джихадистов, с которыми необходимо постоянно бороться. Нельзя спускать им ни одного антисемитского заявления, а тем более действия. Мы должны быть готовы постоянно бороться с подобными выродками и негодяями, не упуская ни одного случая, чтобы дать им самый жесткий отпор.

После завершения выступлений, Исаак Вайншельбойм дал некоторые пояснения к принесенным им на митинг художественным полотнам. Он сказал, что над циклом картин, посвященных Холокосту, он работал долгие годы и только сейчас завершил свой труд, написав «Бабий яр» - картину полную символов и скрытых смыслов.
Клезмер
Еще до начала митинга, разглядывая картины художника, я был поражен выразительным и трагическим лицом немолодой женщины, в глазах которой горела яростная страсть и воля к жизни. Исаак пояснил, что это портрет ребецн Маргулы, мужа которой при советской власти вместе с другими лидерами хасидов сослали в Казахстан. Ребецн Маргула была очень уважаемым человеком в местечке, она организовала школу для обучения девочек и спасла от уничтожения старинную Тору Большой синагоги, которую община сберегала сотни лет.

Потом Исаак рассказал о клезмере, который взял с собой скрипку, когда евреев местечка погнали в Поповецкий лес на расстрел. И в этот трагичский момент он стал играть. Он играл «Фрейлехс» - мелодию радости и любви. Фашисты убили его не доведя до леса.
Памятник жертвам Холокоста у Поповецкого леса близ Староконстантинова
Наконец, указав на холст, где был изображен очень скромный, пирамидальной формы памятник жертвам Холокоста, установленный у Поповецкого леса, Исаак с горечью сказал, что эта скорбная пирамида периодически оскверняется вандалами. Не это ли является лишним напоминанием всем людям, что человеконенавистники и антисемиты и сегодня готовы на любые зверства.

Была представлена и картина «Бабий яр», которую нужно просто увидеть, ибо для ее описания нужна отдельная статья.

В заключение хочу еще раз повторить, что людей собралось даже больше, чем позволено для заранее не объявленного митинга, пришли люди разного возраста, однако с сожалением должен заметить, что молодежи было мало. Пусть это будет лишним напоминанием общественным деятелям, дедушкам, бабушкам, отцам и матерям о том, что мы делаем недостаточно для того, чтобы память о страшных годах Холокоста никогда не истерлась и никуда не исчезла. Мы действительно должны удвоить ненависть к врагам и утроить любовь к своему народу.

1
2

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin