Шуфити
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Корней Чуковский «Чудо-дерево»
В наш город пришла весна. Вовсю цветут травы, кустарники и деревья. На любой обочине можно увидеть целые россыпи золотистых одуванчиков, сиреневые цветочки яснотки, голубую бирюзу вероники, маленькие белые звездочки мокрицы и пастушьей сумки, синие фиалки. Я уж не говорю о садовых цветах – тюльпанах, гиацинтах, дицентре, анютиных глазках и многих других, а крокусы уже отцвели, да и цветущих нарциссов уже почти не видно.
Кусты форсайтии, еще неделю назад привлекавшие взляд своими многочисленными желтыми цветками, стали зелеными от проклюнувшихся листочков.
Цветут деревца ирги, сакуры, вишни, дикой яблони; магнолии усердно посыпают землю опадаюшими лепестками.
Но на некоторых деревьях обильно «распустились» цветы или плоды совсем иного рода. На одно такое дерево, я наткнулся на Gerritsen Avenue, которая тянется вдоль западной границы Марин-парка в Бруклине.
Я думаю, многие обращали внимание на подобных страдальцев, увешанных разной, связанной шнурками, обувью, в основном почему-то кедами и кроссовками. Мне при виде этих деревьев всегда казалось, что они качают ветками не под порывами ветра, а дрожат от омерзения, пытаясь таким образом сбросить с себя навешанные на них старые, набитые спорами ногтевых грибков, «тапки».
Некоторые горячие головы, готовые любой закидон (в прямом и переносном смысле) считать проявлением искусства, поспешили объявить закинутые на провода башмаки, разновидностью стрит-арта. И даже придумали для него название - shoefiti (шуфити) от английского слова shoe, к которому присобачили окончание «fiti», оттяпав его, как мне кажется, от «graffiti». Причем к этому же виду «искусства», иногда именуемому даже субкультурой, отнесли и обувь, заброшенную на линии электропередач, что, вероятно, должно отражать размах и широту эстетических взглядов закидывающих куда ни попадя свою ароматную обувку уличных «художников».
Примером такой инсталляции на проводах может служить картина, увиденная мною на Linden Boulevard недалеко от того места, где в нее заворачивает дугой Avenue D. Грозди поношенных, и не очень, кроссовок раскачиваются там на проводах под весеннним ветерком.
Меня всегда удивляло, что у кого-то есть желание и терпение насобирать целую кучу кроссовок, связать их попарно шнурками, а потом притащить мешок этого «добра» к выбранному месту, улучить момент, когда вокруг никого не будет, чтобы начать забрасывать свою «коллекцию» обуви на ветви дерева или подвешенную высоко в воздухе линию электропередачи.
Казалось бы бессмысленное занятие, годное только для каких-то маргиналов. Однако, покопавшись в Интернете, можно узнать, что это не совсем так. Начнем с того, что словечко shoefiti придумал Эд Колер из Миннеаполиса. Однажды в 2005 году от неча делать он забросил свои шузы высоко на дерево и пришел в полный восторг от результата своего действа. После этого он создал веб-сайт, где стал собирать информацию и помещать картинки, посвященные этой забаве. И тут выяснилось, что он не одинок в своем увлечении. Более того, в одном из эпизодов сатирического фильма «Хвост виляет собакой», снятого в 1997 году режиссером Барри Левинсоном, где заняты такие звезды как Роберт Де Ниро и Джастин Хоффман, герои занимаются именно этим делом. Так что если принять этот фильм за точку отсчета, то шуфити уже существует более четверти века, хотя, наверняка идея закинуть свою надоевшую обувь на дерево, пришла в голову какому-нибудь чудаку гораздо раньше. Не исключено, что в эпоху Возрождения или, страшно подумать, даже в Древнем Риме. Просто в исторических хрониках и летописях рождение этого замечательного вида искусства почему-то нигде не зафиксировано.
Как ни странно на мой взгляд, но имеется еще несколько фильмов, в которых тоже показаны «шуфитисты», избавляющиеся от своей обуви столь нелепым способом. Например, снятая в 2003 году режиссером Тимом Бёртоном фантастическая трагикомедия «Крупная рыба».
Самым поразительным для меня является тот факт, что еще в далеком 1926 году Корней Чуковский написал стихотворение «Чудо-дерево»:
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Настоящий провидец! Я уверен на все сто процентов, что в те далекие времена в Москве на деревья не закидывали даже стоптанные лапти. В них вплетали новое лыко и продолжали носить. Это сейчас шуфитисты водятся чуть не во всех крупных гордах мира.
Существует целый ряд объяснений смысла развешивания обуви высоко на деревьях, столбах и проводах. Не знаю, где тут правда, а где вымысел, судите сами.
Так, один из героев только что упомянутого мною фильма «Крупная рыба», подвесив свои башмаки над дорогой, ведущей в город, выразил таким образом свое желание навсегда в нем остаться.
По другой версии, касающейся больших городов, свисающая с ветвей дерева или проводов обувь означает, что где-то поблизости торгуют наркотиками. Причем драгдилеры, якобы, додумались до того, что стали использовать характер и цвет обуви для обозначения разных видов наркотиков, которые можно у них приобрести. Например, если висят кеды, значить тут можно раздобыть марихуану, а если в воздухе болтаются кроссовки, то можно найти и что-то покруче.
Иногда висящие ботинки служат меткой границы, отделяющей территрию одной уличной банды от другой. Заодно они могут служить и неким знаком презрения к местным полицейским.
Есть и фантастические, на мой взгляд, теории. Согласно одной из них, после смерти человека его дух оживет, и он снова будет ходить, но уже где-то в горних высотах. И вот тут-то ему и понадобится его старая обувка, которую он предусмотрительно забросил на провода.
Можно найти еще кучу объяснений этого феномена. Я решил дать свое. Дело было так. Однажды на ночь глядя муж разругался со своей женой. Напялив на босы ноги первые попавшиеся под руку туфли, он выскочил на улицу. Уже через сотню метров он обнаружил, что в пятку ему стал впиваться острый камешек, случайно попавший внутрь. В сердцах он снял туфли, связал их шнурками и забросил на первое подвернувшееся дерево. А потом весь несчастный, озябший и босой явился домой. Жена его пожалела, и они помирились. Поэтому болтающиеся на проводах или висящие на деревьях ботинки означают, по моему мнению, желание мужчины помириться со своей настоящей или будущей женой. Недаром столько обуви болтается над нашими головами. Причем именно мужской.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий