Давайте радоваться!
Солнце огненно-яро,
жжет лучей бахрома,
от деревьев бульвара
амфитеатром – дома.
Здесь базары шумливы
и капризна весна,
люди ходят лениво,
как под чарами сна.
— o —
Раскаленное лето,
восточная лесть
и, конечно, поэты
в этом городе есть
Лиана Алавердова
В предпоследнюю субботу апреля в галерее библиотеки Kings Bay, расположенной по адресу 3650 Nostrand Avenue, состоялась презентация юбилейной выставки произведений одного из основателей Гильдии еврейских художников и мастеров прикладного искусства замечательного мастера Леонида Алавердова.
Поздравить юбиляра, которому исполнилось восемьдесят лет, пришли его многочисленные друзья, знакомые, родственники и просто любители искусства.
В адрес художника и обаятельного человека с активной жизненной позицией, который несмотря на солидный возраст полон творческих сил и энергии, было сказано много добрых слов. Не обделили его и подарками. Обладающие хорошим чувством юмора друзья Леонида даже произвели его в пионеры, на что было замечено, что к девяностолетнему юбилею у него есть шанс стать октябренком.
Однако, если отставить шутки в сторону, то следует сказать, что творчество Леонида Алавердова заслуживает самой серьезной и высокой оценки.
Основным в его творчестве является изготовление гобеленов или шпалер, эскизы к которым он создает сам. Наряду с уже выставлявшимися, созданными в доэмиграционный период шпалерами «Мой Тбилиси» или «Все позади», появившейся как обобщенный итог поездки по Военно-Грузинской дороге, когда автору удалось посетить старинные места в Сванетии, а также в горной области Хевсурети и других отдаленных местах Грузии, были представлены и новые, очень интересные работы уже на американские темы, такие как «Блуждающие тени» или «Рэгтайм».
Сильное впечатление производит самый последний гобелен «Город моей юности», законченный мастером буквально за несколько часов до открытия выставки, где на фоне наиболее известных архитектурных достопримечательностей Баку сидит художник за мольбертом с кисточкой в руке.
Здесь, я думаю, будет уместным сказать несколько слов об эпиграфе, предваряющем этот очерк. Я выбрал для него стихотворные строки из «Морской поэмы» Лианы Алавердовой – дочери юбиляра, поэтические произведения которой давно пользуются широкой популярностью. Говоря о своем родном Баку, она утверждает, что «конечно, поэты в этом городе есть». С этими словами нельзя не согласиться, причем, несомненно, понятие «поэт» следует понимать в широком смысле. Ибо без подлинно глубокого поэтического дара невозможно создать те художественные шедевры, которые вышли из-под рук ее отца Леонида Алавердова уже на земле Америки.
Мне довелось повидать много гобеленов в различных музеях и старинных замках, я всегда разглядывал их с большим интересом, восхищаясь мастерством их создателей, но никогда не обращал внимания на то, как они крепятся к стене. Современные шпалеры могут подвешиваться, в зависимости от их веса, на вбитые в стену гвозди или штыри, с помощью специальных колец.
У Алавердова свое ноу-хау в этом деле, он крепит свои изделия к стене с помощью круглых карнизов, продетых в специальные петли, которые являются частью самого гобелена.
Интересны серии небольших гобеленов, объединенных одной темой. Это «Хава Нагила» или по-русски «Давайте радоваться», где показаны веселящиеся евреи, и «Мравожавия», что можно перевести с грузинского, как «многая лета», то есть пожелание долгой и благополучной жизни. Картинки в серии соответствующие: это грузины, пьющие вино и распевающие застольные песни.
Эти серии выполнены с использованием особой техники, которая в известной степени характерна для сумахов – односторониих безворсовых азербайджанских ковров, украшенных мелкими геометрическими узорами. Причем Леонид взял на вооружение еще более древние приемы, о которых он прочитал в одном из исследований этнографов. В отдаленном горном поселении Азербайджана они нашли остатки старинных изделий, которые предназначались для украшения жилищ. Это были палочки, с намотанными на них цветными шерстяными нитями. Этими же нитями палочки скреплялись одна под другой, пока не получался какой-нибудь орнамент. Леонид стал изготовлять подобные вещи, приклеивая палочки к твердой основе, собирая свой рисунок словно мозаику.
Именно в такой технике созданы «Хава Нагила» и «Мравожавия», что придает им неповторимое своеобразие.
Однако творческий диапазон Леонида Алавердова не ограничивается только созданием гобеленов и им подобных вещей. Он также успешно занимается чеканкой, замечательным образцом которой может служить его «Маска». У него есть прекрасные живописные работы. На меня, например, произвела большое впечатление картина «Аляска», написанная акриловыми красками на картоне.
Особого упоминания заслуживает очень выразительный графический портрет Михоэлса, мастерски вырезанный Леонидом из черного картона, наклеенного на белый. В основу этого произведения положен знаменитый портерт С.Михоэлса в роли короля Лира, выполненный известным живописцем, скульптором и театральным художником А.Тышлером.
Удивительным является то, что по образованию Леонид - инженер-механик по нефтяному и газовому оборудованию. Однако, среди своих друзей и коллег он всегда был известен своей любовью к художественному творчеству, и поэтому в 1963 году его пригласили на работу в художественно-конструкторское бюро, которое занималось промышленным дизайном. В конечном результате Леонид Алавердов стал первым секретарем Союза дизайнеров Азербайджана.
Здесь в Америке, талант Леонида Алавердова расцвел новыми красками. И я абсолютно уверен в том, что каждый, кто посетит выставку произведений этого замечательного мастера, получит истинное удовольствие.
Выставка продится до 4 мая текущего года. Спешите.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий