Капли датского короля
В прошлую пятницу во второй половине дня в Нью-Йорке выпал снег. Ничего удивительного – зима на дворе. Однако глядя из окна на укутывающуюся во все белое улицу, я вспомнил снежные поля, которые видел посреди лета в норвежской тундре.
Это удалось мне в середине прошлого года, когда мы с женой две недели путешествовали по Дании, Швеции и Норвегии во второй половине июля. Все это время было довольно прохладно и практически каждый день шел дождь. Все остальное было чудесно и замечательно, хотя и не обошлось без неожиданностей.
Одна из них настигла нас в первый же день нашего путешествия в главном исландском аэропорту Рейкьявик-Кефлавик. Чтобы добраться до отправной точки нашего маршрута – Копенгагена, нам предстояло сделать там промежуточную посадку. Долетели мы на самолете авиакомпании Icelandair до столицы островного государства вполне благополучно. Приземлились по местному времени около полуночи, но было светло. В это время года в этой северной стране стояли полярные дни.
Все шло отлично, пока мы не узнали, что вылет в Данию задержан на четыре часа. «Security reasons», - сообщили нам, не дав никаких других объяснений.
Оставалось только бродить по просторному аэровокзалу и смотреть сквозь большущие окна на сумеречную пустынную равнину, затянутое облаками небо и поле вокруг взлетных полос, обильно заросшее синими цветами, издали похожими на ирисы.
Около трех часов ночи для пассажиров задержанного рейса открыли кафетерий с довольно обширным меню, где за символическую плату в один доллар можно было набрать всего, чего душе угодно. В пять утра мы вылетели на другом самолете и с другой командой в Копенгаген. Что послужило истинной причиной задержки, осталось для нас загадкой.
В первый день в Дании с погодой нам повезло, было тепло и временами даже солнечно. Копенгаген оказался симпатичным и уютным городом, на улицах которого сохранилось много построек 17-18 веков. Он был основан епископом Абсалоном в 1167 году, когда на месте маленькой деревушки епископ построил замок, превративший ее в укрепленный город. Памятник, на котором этот божий человек запечатлен с боевым топором в руке, стоит на одной из центральных площадей Копенгагена.
В Копенгагене много красивых улиц, площадей и парков, но совершенно замечательной достопримечательностью столицы Дании, на мой взгляд, является канал Nyhavn, по обеим сторонам которого выстроились старинные дома с фасадами, выкрашенными в разные цвета. В трех из этих домов в разное время жил Г.Х.Андерсен.
Очень интересным местом оказался также, как ни странно, пивоваренный завод, основанный в 1847 году Якобом Кристианом Якобсеном, знаменитым датским предпринимателем и меценатом.
Скандинавские страны не очень подходящее место для выращивания винограда и изготовления вин, но какое-то бодрящее питьё было нужно. Им стало пиво.
Якобсен успешно варил этот хмельной напиток, дав ему название Карлсберг в честь своего сына Карла. Пивоварня Ню Карлсберг, которой после смерти отца правил его сын – настоящее произведение архитектуры 19 века. На ее территорию можно попасть через вход, находящийся под высокой башней, основанием для которой служат четыре слона. На попоне одного из них изображена свастика, как символ удачи.
Сейчас эта крупнейшая в мире пивоваренная компания продает свою продукцию практически по всему миру, производя пиво под разными торговыми марками, в том числе и под маркой «Балтика»
К тому времени, когда мы попали в парк Лангелиние, расположенном практически в центре Копенгагена, погода стала быстро портиться. Поэтому мы могли полюбоваться тем, как величественный фонтан «Гефион» вздымает свои водяные струи навстречу слезливому дождику. На наш слух имя Гефион должно принадлежать мужчине, но на самом деле – это женское имя, которое носила скандинавская богиня плодородия. У нее было четыре сына, рожденных от великана. По легенде король Швеции Гюльфе пообещал ей отдать столько земли, сколько она сможет вспахать за одни сутки на четырех быках. Гефион превратила своих сыновей в быков, и они отхватили от Швеции большущий кусок, названный Гефион островом Зеландия. Момент этой пахоты и запечатлен в скульптурной композиции фонтана.
Кстати, фонтан был преподнесён городу в качестве дара от фонда Карлсберг в честь пятидесятилетия со дня основания пивоварни.
Еще запомнился нам замок Розенборг, который был построен королем Кристианом IV в 1606-34 годах. Сейчас в замке хранятся драгоценности датских королей, в том числе троны, регалии и конечно же, короны, которые выдаются монархам только на короткое время и в самых торжественных случаях. Получается, что они королям и королевам как бы и не принадлежат и не хранятся, фигурально выражаясь, у них дома в шкафу, так что прогуливаться по своим апартаментам в короне, когда захочется, правящая ныне королева Маргрете II, не может. Выставлены там и украшения с изумрудами и бриллиантами, старые гобелены, есть много настенной живописи, выполненной приглашенными голландскими художниками. Вобщем есть, что посмотреть. А в красивом парке, разбитом вокруг Розенборга, стоит великолепный памятник Гансу Христиану Андерсену, впрочем не единственный в Копенгагене.
Храмов в городе довольно много, и их колокольни очень часто трехъярусные, причем между вторым и третьим ярусом обычно помещают яблоки, которые являются символом королевской власти.
Немало домов в Копенгагене крыто черной глазурованной черепицей, и в солнечный день она неожиданно для меня выглядела очень красивой. Мне всегда нравились дома под красной и зеленой черепицей. Черная оказалась непривычной, но вовсе не мрачной. Здесь сохранилось также много старых, и своеобразно красивых, на мой взгляд, фахверковых домов. А фасад одного довольно большого и старого здания, где размещен магазин, торгующий фарфоровыми изделиями, привлекал внимание необычными медными водосточными трубами, превращенными в длинных драконов.
Кстати, здесь сохранился дом, в котором жила бывшая вдова Моцарта, вышедшая замуж за датского дипломата.
В последний наш копенгагенский вечер, несмотря на то, что на улице заметно похолодало, и временами стал накрапывать дождик, мы отправились гулять. Вышли к каналу, где наперекор пасмурному небу наяривал неплохой местный джазовый оркестрик, а потом, пропитавшись бодрыми ритмами, прошлись по прилегающим улочкам, где как и во все другие вчера было снова много народу, распивавшего пиво «Карлсберг» за выносными столиками. Мы к ним присоединились.
Глядя на благодушных подданных Её Величества королевы Маргрете II, наслаждающихся жизнью несмотря на хмурую погоду, я подумал, что они не боятся никакой простуды и очень редко вспоминают про старинное изобретение ее предка - капли датского короля.
Как вы видите, уважаемый читатель, до снега мы так и не добрались, но он обязательно «выпадет» в следующем очерке.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий