Натеки, наплывы и обман зрения
Я довольно часто бываю в небольшом манхэттенском Мэдисон Сквер парке. Он представляется мне уютным зеленым уголком среди манхэттенских небоскребов. Кроме того, он окружен множеством интересных мест, архитектурных шедевров, а внутри парка есть установленные еще во второй половине позапрошлого века замечательные скульптурные портреты соратника Авраама Линкольна, государственного секретаря США, при котором у России была куплена Аляска, Уильяма Сьюарда; 21-го президента Соединенных Штатов Честера Алана Артура и первого адмирала ВМС США Дэвида Фаррагута. Однако больше всего этот парк привлекает меня тем, что он часто меняет свой облик, благодаря регулярно проводящимся там выставкам работ современных американских и зарубежных скульпторов.
Вот и в эти дни там на Овальной поляне развернута крупномасштабная интерактивная инсталляция калифорнийского художника и скульптора Чарльза Лонга, которая называется «Pet Sounds».
На поляне проложены замысловато извивающиеся дорожки, ограниченные перилами, сделанными из разноцветных пластиковых труб. В некоторых местах эти трубы расползаются своеобразными наростами, а может точнее натеками или наплывами, которые не имеют определенной формы, но мне отдаленно напоминают каких-то странных существ, которые только начали формироваться, но не успели закончить свое развитие. Они застыли на стадии куколок, из которых должны возникнуть чудесные бабочки.
А пока некоторые из них расплывшись, улеглись на скамейках, расставленных для посетителей парка, разлеглись на столиках, повисли на перилах или просто расположились на земле. Один такой наплыв показался мне похожим на страуса, стоящего на одной ноге, другой на растекающуюуся под солнечными лучами снежную бабу, а третий, умостившийся на скамейке, на большой нос, принюхивающийся к прохожим и рассыпанному вокруг песку.
Однако самое интересное заключается в том, что по задумке автора инсталляции Чальза Лонга, внутри всех этих фантастических объектов упрятано нечто, реагирующее на прикосновение. Стоило мне погладить «снежную бабу», как она ожила и из нее стало доноситься какое-то чирикание и птичьи посвисты. И все другие наросты обладают своими голосами, а некоторые даже начинают слегка вибрировать, напоминая этим мурлыкающую кошку. А так как поглаживание всех этих «носов», «баб» и прочих «куколок» не только не запрещается, но даже поощраяется, то на радость детям они все время тихонько вздрагивают, мурлыкают, поют, пищат, тявкают и чирикают.
И это, по словам автора инсталляции, позволяет посетителям парка вступать не только в визуальный, но и в аудиоконтакт с его биоморфными структурами, представленными на этой выставке.
Чарльз Лонг живет и работает в Калифорнии, получил степень магистра искусств в Йельском университете. Был участником многих престижных выставок в нашей стране, а также в Японии, Австралии, Мексике и Англии, награжден медалью «За заслуги» американской Академии искусств. Его скульптурные произведения имеются в экспозициях многих музеев Соединенных Штатов.
«Голоса домашних любимцев», размещенные Чарьзом Лонгом в Мэдисон Сквер парке, будут звучать для нью-йоркцев и гостей города до первой декады сентября включительно.
В эти же дни на центральной аллее манхэттенской Парк авеню представлено десять скульптурных произведений известного американского мастера Рафаэля Барриоса. Их можно увидеть, пройдясь вдоль этого шикарного проспекта от 51-й до 67-й улиц. Абстрактные композиции Барриоса различаются размерами, формой и цветом. Все они сделаны из нержавеющей стали и покрыты, с целью их лучшей сохранности на открытом воздухе, цветным акрилом, используемым для покраски самолетов.
При первом взгляде на эти абстрактные, составленные из простых геометрических форм композиции, некоторые из которых могут достигать шести метров высоты, возникает чувство недоумения: как такие тяжеловесные, объемистые кубы и паралелепипеды могут удерживаться один на другом не рассыпаясь на части от тех постоянных сотрясений почвы, которые вызывают автомашины, непрерывным потоком движущиеся по обеим сторонам этой вечно загруженной магистрали?
Пытаясь разгадать этот феномен, я перешел улицу наполовину, остановившись на центральной аллее и тут обнаружил, что Барриос меня обманул. Его, кажущиеся издали массивными нагромождения кубов и параллелепипедов, на самом деле являются практически плоскими, двухмерными квадратами, прямоугольниками и треугольниками. Оптический обман возникает за счет особой раскраски каждого элемента конструкции и очень небольших выпуклостей. Фактически скульптуры Барриоса не имеют объема.
Особенно интересными в этом плане мне показались две работы мастера. Одна из них, названная «Obtusa», состоит из кажущихся трехмерными и весьма увесистыми трех параллелепипедов и трапеции. Большущие голубые фигуры будто парят в воздухе вопреки законам тяготения. К ним страшновато близко подходить из-за явно ощущаемой опасности того, что они вот-вот обрушатся и придавят своей массой доверчивого зрителя. Вторая композиция, названная автором «Triphasique», скомпанована из покрашенных в лиловый цвет, кажущихся объемными, треугольников. Издали эта скульптура показалась мне похожей на какое-то случайно занесенное на Землю загадочное и привлекательное инопланетное растение, состоящее из треугольных члеников. Однако, при рассматривании сбоку, «растение» оказалось совершенно плоским и невзрачным.
В течение более чем сорока лет Барриос создает произведения искусства, которые искажают наше восприятие обычных объектов, обманывают зрение. По словам Барриоса «скульптуры смещают наше восприятие так, что наши глаза видят то, чего на самом деле нет».
Рафаэль Барриос родился в 1947 году в столице штата Луизиана городе Батон Руж в семье выходцев из Венесуэлы. Окончил с отличием торонтский колледж искусств в Канаде, а перед этим учился в США и столице Венесуэлы Каракасе, где завоевал свою первую награду. Но это было только начало. За долгую творческую карьеру Барриос стал обладателем множества национальных и международных наград.
Он успел поработать артдиректором в ЮНЕСКО, художественным руководителем при создании фильмов, в журналах «Вог» и «Эсквайр». Участвовал во многих выставках, проходивших в Европе, странах Латинской Америки и Ближнего Востока.
Его скульптуры украшают города Испании, Соединенных Штатов и Венесуэлы.
Каждый желающий убедиться в способности Рафаэля Барриоса обманывать зрение своими скульптурными композициями может проделать это, прогулявшись вдоль Парк авеню. Его «обманки» будут стоять там до конца июня текущего года.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий