Неизвестный
Недавно в руки мне случайно попала фотография неизвестного мужчины средних лет. Сделана она была в 1961 году на Рижском взморье, то есть полвека назад. На снимке нет никаких подписей, кроме шаблона на его лицевой стороне, из которого я и узнал где и когда он был сделан. Время года тоже не известно. Это могут быть весна, лето или осень, но не зима.
Мне эта фотография представляется своеобразным документом, характеризующим представление людей той, ушедшей в историю, эпохи о правильном, простом советском человеке на отдыхе. Вот он сидит на раскладном стуле в престижном курортном месте бывшего Советского Союза - Рижском взморье. День солнечный, судя по теням на песке и прищуру глаз нашего героя. Вокруг – ни души. Он явился к берегу моря нарядным: при галстуке, в клетчатой рубахе, трикотажной куртке и брюках с широкими отворотами. На ногах у него туфли, довольно странного фасона, надетые на полосатые носки из объемной пряжи.
Однако наш курортник вышел к морю не для того, чтобы прогуляться, подышать соленым морским воздухом, полюбоваться красивыми видами, нет, он вышел к морю, чтобы почитать газету. Наверное «Правду» или на худой конец «Известия». К морю он повернулся спиной. Похоже оно ему не понравилось. Газета важнее. При первом взгляде на фотографию, я подумал, что он держит ее вверх ногами, судя по напечатанному в газете снимку молодого человека, стоящего на голове. Мне тут же вспомнился старый анекдот на эту тему. Один неграмотный мужик, чтобы показать окружающим что он умеет читать, взял газету и стал ее внимательно рассматривать, держа ее при этом вверх ногами. Подходит другой такой же и спрашивает: «А почему паровоз на этом снимке вверх колесами»? «Опять крушение», - с тяжелым вздохом отвечает грамотей.
Но к нашему герою на фотографии это не относится. Он, конечно, умеет читать. Просто он сложил газету вдвое. Тем не менее, держа ее в руках, он смотрит не на то, что там написано, а в объектив фотоаппарата. То есть он ее не читает, а только делает вид, позирует. При этом он убежден, что сидя в шезлонге спиной к морю, но с газетой в руках, выглядит солидно и добропорядочно. Он покажет эту фотографию на работе, и в следующий раз в характеристике, заверенной в парткоме и профсоюзе, ему напишут, что он политически грамотен и морально устойчив.
Я вовсе не хочу хоть в чем-нибудь упрекнуть этого человека. Мы все были такими.
А еще мне подумалось о происхождении этого снимка. Почти наверняка он был сделан каким-нибудь бродячим фотографом, ходившим взад-вперед по морскому берегу со своим легким раскладным стулом из алюминиевых трубок в одной руке, газетой в другой и болтающимся фотоаппаратом на шее. Этот «мастер» художественной фотографии снимал всех желающих. Несомненно он сам придумал мизансцену для своего снимка. Я нисколько не сомневаюсь в том, что подобных фотографий существует достаточно много, и отличаются они друг от друга только тем, что сидящие на этом походном стуле люди с газетой в руках, обладают разными лицами.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий