История, извлеченная из бутылки
Прогуливаясь недавно в виртуальном пространстве по музеям, я обратил внимание на тот факт, что на очень многих натюрмортах самых разных художников, живших и работавших в разных странах и эпохах, обязательным элементом композици была бутылка вина. Например, у Пикассо существовал некий постоянный набор любимых предметов, которые на протяжении десятилетий кочевали из одной его картины в другую. В их числе помимо гитары, газеты и курительной трубки всегда присутствовала бутылка вина. Примером может служить его натюрморт периода кубизма «Бутылка перно» 1912 года.
В этом же ряду находятся «Натюрморт с бутылкой, графином, хлебом и вином» Клода Моне, «Натюрморт с перцами» Камиля Писсарро, «Натюрморт с бутылкой, лимонами и апельсинами» Винсента Ван Гога. Я специально привел здесь имена некоторых самых известных и выдающихся художников. Перечислять же авторов натюрмортов, где задействована бутылка, можно практически до бесконечности, потому что этот обыденный предмет обихода является у живописцев одним из самых излюбленных.
Я не случайно обращаю на это внимание читателя. Недавно я уже писал про пару своих старых бутылок. И вот, разглядывая натюрморты великих, я вспомнил о том, что у меня есть еще несколько подобных емкостей, полузабытых в дальнем углу стенного шкафа. Мне снова захотелось взглянуть на свои «сокровища». Я извлек их на свет божий, смыл с них пыль под краном и посмотрел на эти изделия из стекла свежим глазом.
Однако сначала должен здесь признаться в одной своей слабости. По натуре своей я – коллекционер. Чего только не собирал. Мне нравятся разные старые вещи. Еще когда мы жили в стране исхода, у меня в гараже была изрядная коллекция бутылок разных размеров и форм из бесцветного, зеленого и коричневого стекла. Все это осталось там, а здесь просто нет места в квартире для хранения такого рода предметов. Между тем стеклянные бутылки являются предметом коллекционирования, причем особое место среди них занимают флаконы для лекарств, на которых в Америке часто выдавливалось название препарата, а иногда и имя врача или фармацевта. Примером может служить флакон из синего стекла с выступающей надписью «Genuine Phillips Milk of Magnesia» для медикаментозного средства внешне похожего на молоко и используемого в качестве слабительного.
И вот, глядя на свои медицинские флакончики, я обнаружил на некоторых из них выдавленный около горлышка странный символ: как будто кто-то начал писать цифру 3, но успел сделать это только наполовину, потому что его отвлекли, а когда он вернулся, то позабыв, что верхняя часть уже готова, приписал к ней полную цифру. В результате получилась странная «двухэтажная» тройка с надстройкой, как дом с мезонином - ℥. Я долго не мог определить значение этого оттиска на стекле, потому что его изображения не было даже в большущем наборе символов, предагаемых Word’ом. Вобщем пришлось потратить довольно много времени на поиски этой метки во Всемирной паутине. В конце концов на одном из форумов я наткнулся на похожий значок, где было написано, что этот символ использовался в аптекарском деле, и называется он по-английски dram или в старом написании drachm. Это слово происходит он названия древнегреческой серебряной монеты драхмы. И сейчас в английском языке драм означает как название монеты, так и меру веса и объема. В последнем случае он называется fluid dram или короче - fluidram. В аптекарском деле эта мера в англоговорящих странах дожила до 50-х годов прошлого столетия.
Один драм жидкости равен одной восьмой части унции, то есть представляет собой достаточно малую величину, равную примерно трем с половиной миллилитрам. Для сравнения могу сказать, что в одну чайную ложку помещается примерно пять миллилитров. Вобщем у меня получалось, что размеры флакончика, на котором я впервые обнаружил символ ℥, в несколько раз превышал объем жидкости, способной в нем поместиться, если измерять его в драмах. Вобщем что-то было не так, концы с концами не сходились.
Помог мне разрешить эту загадку друг моего сына фармаколог Илья Вольфсон, закончивший в свое время Лонг-Айлендский университет.
Он сказал, что сейчас символ ℥ используется крайне редко и означает он не драм, а унцию жидкости. Латинская буква i, стоящая после этого символа и используемая как римская цифра, указывает на то, что имеется в виду одна унция. Если стоит ii, это означает две унции, iv – 4 унции и так далее. Драм же обозначался несколько иначе, и был очень похож на обыкновенную тройку - ℨ.
Эта история лишний раз убедила меня в том, что нельзя принимать на веру все, что пишут в Интеренете. Надо проверять и перепроверять имеющуюся там информацию при возникновении малейшего сомнения в ее достоверности. Особенно, если она почерпнута на каком-нибудь форуме. Люди могут добросовестно заблуждаться.
А теперь хочу вернуться к своей бутылочке. У ее основания было отпечатано слово «Duraglas», а на дне отчетливо выступала надпись «Owens» и знак в виде алмаза, наложенного на овал. Все вместе это означало, что бутылочка была призведена «Owens Illinois Glass Company».
Такие флакончики массово изготовлялись для продажи в аптеки. И здесь просто необходимо сказать несколько слов о Майкле Оуэнсе, который изобрел машину, автоматизировавшую производство стеклянных емкостей. До него эта совершенно необходимая во многих отраслях хозяйства тара производилась вручную, то есть бутылки, флаконы, банки и прочие подобные вещи изготовлялись стеклодувами с помощью выдувальных трубок и силы собственных легких. Производительность их труда не могла быть высокой, и стеклянные емкости, изготовленные таким способом, стоили достаточно дорого.
Майкл Оуэнс родился в маленьком западно-вирджинском городке Уилинге в бедной ирландской семье в 1859 году. Когда ему исполнилось десять лет, он был отправлен учеником на фабрику, где производились стеклянные емкости, причем его работа была тяжелой и опасной, так как он имел дело с раскаленным, расплавленным стеклом.
В 1888 году Майкл переехал в город Толедо, штат Огайо, где устроился на стекольную фабрику, принадлежавшую Эдварду Либби.
В отличие от Майкла Эдвард родился в зажиточной семье из Новой Англии, получил прекрасное образование и был вовлечен в стеклоиндустрию в возрасте 24-х лет, когда отец взял его себе в помощники по управлению собственной фабрикой.
К тому времени, когда Либби взял его к себе на работу, Оуэнс не имел формального образования, но был хорошо начитан и обладал солидным опытом практической работы. Заняв вскоре должность супервайзера на фабрике Либби, он приобрел известность очень требовательного человека, не отличавшегося большой изысканностью языка при разговорах с рабочими.
Через пару лет после описываемых событий судьба дала Оуэнсу шанс показать свои организаторские способности. В 1890 году на заводе по производству стеклянных колб для лампочек в Корнинге, штат Нью-Йорк, рабочие объявили забастовку, в результате чего возник острый дефицит этих изделий, необходимых для Электрической Компании Эдисона, как раз во время бума и повышенного спроса на ее продукцию. Либби арендовал неработающую фабрику по производству стеклянных изделий в Финдли, поставил во главе ее Оуэнса и начал выпускать необходимые Эдисоновской компании колбы для электролампочек. Через 17 месяцев эта фабрика покрыла все расходы и стала приносить серьезную прибыль.
Вскоре после этого, уже вернувшись на фабрику в Толедо, Оуэнс начал работать над созданием машины, которая могла бы автоматизировать производство колб для электроламп. Суть идеи заключалась в том, что расплавленное стекло выдувалось сжатым воздухом в специальную форму. В результате, построенная по проекту Оуэнса, машина могла производить две тысячи колб за пять часов. Ее работа так впечатлила Либби, что он решил создать на паях с Оуэнсом новую компанию, где использовались бы усовершенствованные машины изобретателя. Такая компания была создана в 1895 году, а через три года, работая вместе с инженером Уильямом Боком, Оуэнс построил машину, которая могла в автоматическом режиме производить различную стеклянную тару, в первую очередь бутылки. Производительность этой машины составляла 240 бутылок в минуту, что снизило рабочие расходы на 80 процентов.
В 1903 году изобретатель зарегистрировал Owens Bottle Machine Company, которая начала скупать все фабрики, связанные с производством стеклянных изделий. В итоге к 1919 году компания Оуэнса, переименованная в Owens Bottle Company, стала не только торговцем машинами для изготовления стеклотары, но и одним из крупнейших производителей бутылок в стране. Вследствие этого практически все бутылки в США стали делаться на автоматических линиях. Стандартизация их размеров и качества оказала огромное влияние на производителей пищевых продуктов, алкогольных и прохладительных напитков, а также жидких фармацевтических препаратов, позволив автоматизировать расфасовку всей этой продукции.
Хотя Оуэнс внес огромный вклад в развитие стеклоиндустрии в США, о нем самом и его жизни мало что известно. Сохранилось всего несколько его фотографий и один короткий фильм, где он заснят около своей машины. Всю жизнь он много и тяжело работал. Скончался Майкл Оуэнс в 1923 году в возрасте 64-х лет на рабочем месте.
Его бывший компаньон Либби назвал Оуэнса одним из величайших американских изобретателей, ибо он продлил жизнь тысячам стеклодувов, избавив их от тяжелой физической работы.
Вот такую историю мне удалось извлечь из маленькой аптекарской бутылочки.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий