Пуговица
Все началось с того, что жена младшего научного сотрудника Павла Васильевича, а для большинства на работе просто Паши, купила себе красивое импортное пальто.
- Носи, Валентина, на здоровье, - сказал Павел Васильевич, обнимая жену. Это была их первая совместная крупная покупка.
Валентина светилась удовольствием - пальто хорошо сидело на ее стройной фигурке. Однако буквально через неделю произошла неприятность: от пальто оторвалась и потерялась пуговица. Кусочек ткани с запасной пуговицей тоже куда-то запропастился - жена перевернула весь дом в поисках этой тряпицы, но она словно сквозь землю провалилась.
Огорчение Валентины было велико. Пуговицы на пальто были крупные, красивые, «фирменные» и рисунком подходили к фактуре драпа. Менять их Валентина ни за что не хотела. А попытки найти замену у знакомых и сослуживцев оказались безрезультатными – у некоторых были похожие пальто, но с другими пуговицами.
В прескверном настроении Валентина демонстративно уходила на работу в плаще, жалуясь на холодную погоду и бросая укоризненные взгляды на мужа, как будто он был виноват в потере злополучной пуговицы или прилагал мало усилий для ее поиска.
Где-то через неделю после произошедших событий, Павел Васильевич, выходя из автобуса, наступил на маленький, как ему показалось, камешек, поскользнулся и изрядно подвернул ногу. Чертыхаясь он бросил взгляд на предмет, ставший причиной небольшой этой травмы, и увидел пуговицу, такую же, как на пальто у Валентины. Однако ушко пуговицы было безнадежно раздавлено крепким каблуком ботинка младшего научного сотрудника.
- Какая досада, - подумал Павел Васильевич, жалея о сломанной пуговице и забыв про боль в ноге. Прихрамывая, он обошел кругом остановку в детской надежде найти еще одну такую же, но целую. Нужной, конечно, он не обнаружил. Но подобрал две другие, одна из которых явно была от хорошего пальто. По дороге домой Павел Васильевич внимательно смотрел на тротуар, заглядывал даже в арык, но ничего кроме конфетных оберток и сломанной расчески не увидел.
Увлеченный этим занятием, он прошел не поздоровавшись мимо своего соседа, пенсионера Порфирия Петровича, которы й за тридцать с лишним лет службы в ГАИ привык, чтобы его замечали еще издали.
Дома у Павла Васильевича назревала драма. Валентина с отрешенным видом сидела на кухне. Было ясно, что на ужин сегодня, как и вчера, в лучшем случае будет глазунья.
- Подумать только, - повторяла жена, такая вещь зря висит в шифоньере. А сейчас ведь сезон, пальто носить надо! Я чувствую, что когда найдется пуговица, пальто выйдет из моды! В глазах Валентины стояли слезы.
Успокоив, насколько это было возможно, жену, Павел Васильевич пообещал утроить усилия по розыску пуговицы. Мол, есть идея.
Рано утром, в воскресенье, сказав, что идет в библиотеку поискать кое-какую литературу по теме будущей диссертации, он отправился на автостанцию, решив, что именно там, где всегда толпится много людей, стремящихся попасть в переполненный автобус или выбраться из него, самое подходящее место для поисков злополучной пуговицы.
Медленно с независимым видом прогуливался младший научный сотрудник вдоль многочисленных посадочных площадок, разыскивая оторванные пуговицы. Поначалу Павел Васильевич испытывал некоторую неловкость, нагибаясь за находками, но вскоре перестал обращать на это внимание. У него даже появился спортивный азарт, а может пробудилось чувство коллекционера: пуговиц попадалось на удивление много. Они проступали из-под начинавшего таять снега, лежали на асфальтовых проплешинах, но особенно часто валялись вдоль гранитных бордюров и на дне сухих арыков, куда их заметали дворники.
После того как в кармане у младшего научного сотрудника оказалось более тридцати этих изделий ширпотреба, в нем громким голосом заговорила его склонность к научным изысканиям: он принялся за их систематизацию.
Здесь были бельевые, одежные и фасонные произведения местной промышленности. Больше всего оказалось пуговиц от мужских и женских пальто, пиджаков и плащей. И все они до известной степени характеризовали своих прежних владельцев.
Вот серая пуговица от женского плаща с ниткой в двух из четырех дырочек. Явно было плохо пришита. Наверное долго болталась на этой нитке, пока не оторвалась. Значит, хозяйка была не очень-то большой аккуратисткой. А вот крупная, вырванная «с мясом» темно-коричневая пуговица от мужского пальто. Явно видно, что ее бывший хозяин-здоровяк не был отягощен хорошими манерами и напролом лез в автобус, не считаясь с потерями.
Много было и бельевых пуговиц – белых пластмассовых и перламутровых.
- Интресно, в каком виде возвращаются домой некоторые женщины, растеряв столько пуговиц по дороге. Надо полагать езда в переполненном общественном транспорте – это веский аргумент в их защиту от необоснованных подозрений иных чересчур ревнивых мужей, - сработал аналитический ум младшего научного сотрудника.
Меньше всего было фасонных пуговиц на ушке. Большую часть из них пришлось выбросить из-за сломанных ушек. Выступавшая над поверхностью пуговицы, эта ее конструктивная деталь была и самым уязвимым ее местом. Если на пуговицах с глазками после того, как на них наступали, оставались только царапины, то на пуговицах с ушками это отражалось непоправимым образом – они ломались.
Тут Павел Васильевич вспомнил анекдотическое объяснение причины вымирания динозавров, которые постоянно над всеми высовывались, за что естественный отбор их и прихлопнул.
- Оказывается принцип «не высовывайся» применим и к мертвой природе, - сделал открытие младший научный сотрудник.
Через три часа неспешного кружения по автостанции Павел Васильевич стал обладателем пятидесяти шести пуговиц и сорока двух копеек. Он нашел двугривенный, пятиалтынный и семь копеек медью.
- Да, деньги теряют значительно реже пуговиц, подумал Павел Васильевич. – А может их чаще подбирают?
Конкурентов по сбору пуговиц видно не было. Но несмотря на столь благоприятное обстоятельство, нужная пуговица в коллекции, сильно оттопыривающей карман, отсутствовала.
Что делать? Как возвращаться домой с пустыми руками? В подавленном состоянии Павел Васильевич машинально полез в верхний карман пиджака за расческой, чтобы подправить расрепавшиеся после многочисленных наклонов, волосы. Расческу он там не нашел, зато обнаружил дырку средних размеров. Настроение еще больше испортилось. Что же предпринять?
Грустные его размышления были прерваны появлением таинственной незнакомки в пальто, на котором красовались вожделенные пуговицы. Молодая женщина с трудом выбралась из автобуса и направилась в сторону ближайшего гастронома.
Как утопающий хватается за соломинку, так Павел Васильевич бросился за ней в надежде на чудо. Смутное впечатление, что нижняя пуговица на пальто плохо держится, легко переросло в непоколебимую уверенность. Шагая за незнакомкой, он напряженно смотрел ей в спину, на место проекции нижней пуговицы, сосредоточив на этом все свои мысли. Павел Васильевич думал про телекинез и телепортацию, призывая их себе на помощь, и остро желал, чтобы пуговица оторвалась. Он даже представлял себе как она катится по асфальту ему под ноги.
Видимо Павел Васильевич обладал незаурядными телепатическими способностями, потому что женщина неожиданно оглянулась, и, наткнувшись на гипнотический взгляд младшего научного сотрудника, ускорила шаг. Пришлось прибавить и Павлу Васильевичу. Они уже почти бежали, когда наш герой заметил, что обладательница пальто стремительно приближается к милиционеру.
К счастью для «гипнотизера», они в этот момент пробегали мимо очередной автобусной остановки. Не раздумывая, он вскочил в отправляющийся неизвестно куда автобус. Сквозь стекло захлопнувшейся двери Павел Васильевич видел, как стоя возле милиционера, женщина ищет недоуменным взглядом неожиданно пропавшего преследователя.
- Вот это я бы влип, - подумал инстинктивно отстраняясь от двери и постепенно приходя в себя, младший научный сотрудник.
Автобус оказался экспрессом и без остановки домчал Павла Васильевича до городского вещевого рынка. Выйдя вместе со всеми, он безвольно поплыл в людском потоке, оказавшись вскоре рядом с длинным мангалом, на котором жарились, распространяя волшебные запахи, шашлыки. У Павла Васильевича, изголодавшегося за неделю семейных неурядиц, уставшего от блужданий по автостанции, разыгрался волчий аппетит. С трудом выстояв очередь, он вложил в шашлык весь свой личный капитал, оставив пару монет только на обратный проезд.
Съеденный шашлык привел младшего научного сотрудника в благодушное настроение. Он решил напомнить жене, что не пальто пришивают к пуговице, а наоборот, поэтому не стоит устраивать из-за какой-то мелочи вселенской трагедии. С этой успокоительной мыслью Павел Васильевич отправился к остановке.
Лавируя в водовороте продавцов и покупателей, он оказался около заросшего сивой щетиной деда с подозрительного цвета носом. Дед разложил свой товар прямо за земле. Здесь были всякие болты, шурупы, старые висячие замки, целые связки ключей, потемневшие от времени дверные крючки, скобы, шпингалеты, защелки и задвижки, а рядом на клочке газеты лежала кучка гаек, ржавых шайб и пуговиц. И в этом хламе, как жемчужно зерно, сверкала нужная Павлу Васильевицу пуговица.
- Сколько? - дрожащим от волнения голосом спросил младший научный сотрудник. Оказавшись неплохим психологом и почуяв, что покупатель от него не уйдет, дед задумался, долго тер пуговицу заскорузлым пальцем, а потом заломил несуразную цену.
Ни слова не говоря, Павел Васильевич полез в карман и извлек оттуда свои жалкие монетки, оставленные на обратный билет, и с ужасом вспомнил, что больше у него нет ни копейки.
- Ты что, дед! – закричал он, - такие деньги за какую-то паршивую пуговицу? Возьми вот это и радуйся! – уже более миролюбиво закончил он и протянул деду всю оставшуюся у него наличность.
Но дед, как клещ, вцепился в пуговицу и ни за что не уступал. Отчаяние охватило Павла Васильевича. Увидев это, дед немного снизил цену. Без всякой надежды принялся младший научный сотрудник за ревизию своих карманов и сразу же наткнулся на пригоршню пуговиц.
- Отдаю все за одну, - сказал он, выгребая их из кармана. Дед слегка опешил, но сделка состоялась.
Обалдевший от счастья Павел Васильевич понадежней спрятал пуговицу в верхний карман пиджака и отправился штурмовать автобус.
Август 11, 2011 @ 03:34
Отличный рассказ, прочла с удовольствием, спасибо вам за позитив и юмор!
Октябрь 10, 2012 @ 20:04
Замечательный рассказ! Легкий и эмоциональный. Терявший пуговицы поймет…
Октябрь 11, 2012 @ 14:00
Спасибо за добрые слова.
Декабрь 26, 2012 @ 11:57
Любовь. Дело то все не в пуговице было…
Декабрь 26, 2012 @ 23:05
Конечно, не только в ней.
Февраль 27, 2015 @ 03:07
Deep thinking - adds a new dimension to it all.
Оставить комментарий