Сюрреалистические видения Сальвадора Дали
Я зашел в Time Warner Center, расположенный на Columbus Circle в Манхэттене через боковой вход и почти сразу наткнулся на внушительных размеров скульптуру Адама, работы известного колумбийского мастера Фернандо Ботеро, которая обычно стояла в артиуме напротив Центрального входа.
- Странно, подумал я, - зачем ее сюда передвинули. Разгадка обнаружилась быстро. Немного впереди бронзового Адама стоял легко узнаваемый «Space Elephant» Сальвадора Дали.
Оказалось, что на первом, втором и четвертом этажах атриума этого двойного небоскреба размещено шестнадцать крупноформатных бронзовых скульптурных произведений гениального каталонца. Выставка, организованная художественной галереей «Elysses», предоставляет всем жителям Нью-Йорка, а также гостям города довольно редкую возможность бесплатно посмотреть вблизи на скульптурные, и живописные работы великого мастера.
Я надолго застрял около «Космического Слона» Дали, которого он впервые изобразил на картине «Искушение Св. Антония», написанной в 1946 году. Там в песках египетской пустыни слон на тонких, многочленистых паучьих ножках несет на спине пирамиду, символизирующую знание и прогресс в современном мире. Вот этого нарисованного слона Дали впоследствии материализовал в виде объемной скульптуры, стремясь подчеркнуть противоположность между массивностью и хрупкостью. В более же общем плане «Космического Слона» можно рассматривать, как контраст между незыблемостью Прошлого и хрупкостью Настоящего. Сегодня я вижу в нем также двоякий смысл человечского технического прогресса, часто покоящегося на ненадежном основании, как это показали последние события в Японии.
Чуть в стороне от «Слона» стоит «Сюрреалистический Рояль» на женских ножках.
В атриуме напротив Центрального входа размещены две крупноформатные скульптуры Дали. Одна - это его знаменитая «Пылающая женщина» более трех с половиной метров высотой, а другая – «Постоянство Памяти» или «Расплавленные часы» пятиметровой высоты.
Лишенная каких-либо рельефных черт лица «Огненная женщина», символизирует обобщенный образ женщины в представлении Дали. Языки пламени, лижущие основание скультуры, раскрывают подсознательные желания ее создателя, как и любого мужчины, а загадочные выдвижные ящички, выступающие из тела женщины, указывают на многочисленные тайны, присущие каждой из них.
Великий художник, который много лет был большим почитателем З.Фрейда, хотел визуализировать образы психоаналитической теории знаменитого венского профессора, говоря, что «человеческое тело, в отличие от простых представлений древних греков, благодаря открытиям Фрейда, сегодня полно секретных ящичков, которые способен открыть только психоаналитик».
Что касается знаменитого образа расплывающихся, как блины, часов, то он родился у Дали в жаркий день, когда художник увидел, как под палящими лучами каталонского солнца, растекается плавленый сыр. Разглядев в мягком сыре свои деформирующиеся карманные часы, он повесил их на сук засохшего дерева, создав яркий, запоминающийся образ текучего, непостоянного времени, восприятие которого зависит от психологческого состояния человека в тот или иной момент его жизни.
Этот образ встречается на многих картинах Дали, а также воплощен не только на полотнах, но и в сульптурах. В Time Warner Center таковых три. Две из них расположены на первом этаже и одна – на втором. Там же находится скульптура «Прославление Терпсихоры» (Homage to Terpsichore).
На четвертом этаже посетителей встречают две скульптуры – «Мужчина с бабочкой» и «Видение Ангела». И если первая не вызывает особых ассоциаций, то вторая лишний раз подчеркивает невероятную фантазию великого художника, сотворившего свой особый сюрреалистический мир. В центре композиции находится большой палец правой руки в роли «Перста божьего», символизирующего всемогущую божественную волю, из которой произрастает все сущее. В фигуре человека-коряги, расположенной слева от «перста» с торчащими из нее в разные стороны сухими ветками, иногда видят символ бесплодия и гибели европейской цивилизации. Такое видение мне представляется очень акутальным в наше время, когда Европа подвергается нашествию чуждых ей по духу, воспитанию и культуре людей. В этом и проявляется гениальность художника, способного предвидеть, предугадывать грядущие события.
Здесь же на четвертом этаже в относительно небольшом помещении галереи Elysees выставлены скульптуры и отдельные рисунки, акварели и колладжи Дали, причем некоторые из них в Нью-Йорке показываются впервые. Я зашел в этот Элизий, то есть райское местечко, чтобы получше рассмотреть имеющиеся там произведения. Заодно спросил у галерейщика, выставлены ли там подлинники или копии, чем его даже несколько обидел. - У нас только оригинальные работы, - сказал он с пафосом.
Я ткнул наугад в одну из скульптур и спросил, сколько она стоит. Оказалось 27 тысяч долларов. И это была самая дешевая работа. Цены на скульптуры колебались в пределах от 27 до 50-ти тысяч, а вот парочка живописных работ стоила вокруг полумиллиона каждая. И они того стоят, конечно.
Выставка, развернутая в Time Warner Center художественной галереей «Elysses», способна вызвать восторг и восхищение каждого, кто ее увидит. Она продился до конца апреля.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий