Старые фотографии

Понедельник, Январь 10, 2011

Перечитывая недавно свои старые записи-воспоминания в компьютере, я подумал, что неплохо было бы проиллюстрировать их соответствующими снимками. Я взялся за фотографии и обнаружил, что часто самым интересным на них оказывается не тот объект, ради которого мы эту фотографию делали, а фон, задний план, посторонние детали, случайно или неизбежно попадающие в кадр.

Приведу два примера. На снимке, сделанном в 1938 году в Новосибирске, запечатлена папина сестра Тамара, стоящая летним днем около нашего дома, располагавшегося на углу улиц Рабочей и Революции. Дом этот давно, где-то в начале восьмидесятых годов, снесен и существуют только его немногочисленные фотографические изображения.
Лето 1938 года. Деревянный тротуар на ул. Революции в Новосибирске
Самым интересным является здесь не столько образ моей тети Тамары, снимков которой есть у нас достаточно много, и даже не ее нарядное, сшитое из какой-то пестрой ткани летнее платье с рукавами фонариками, сколько сам дом и то, что около него нет палисадника, который я помню с раннего своего детства, и главное - наличие деревянного тротуара. Ясно видны доски, на которых стоит моя молодая и еще незамужняя тетя. Я успел застать в Новосибирске досчатые тротуары, и помню, что был такой и около нашего дома. А вот теперь обнаружил документальное тому подтверждение. Это весьма необычная деталь для нашего времени, особенно если учесть, что снимок сделан в таком большом ныне городе, как Новосибирск, хотя, вероятно, где-нибудь в крупных северных российских селах и деревнях еще и сохранились такие тротуары, несмотря на то, что дерево стало теперь очень дорогим материалом.

Другая фотография сделана в 1961 году во Фрунзе. Папа стоит около дома № 2 на улице Сорокалетия Октября, в котором мы жили сразу после переезда в столицу Киргизии. Номера квартиры я не помню, но находилась она в первом подъезде дома.

Город Фрунзе. 28 ноября 1961 года. Папа стоит около нашего дома, расположенного по адресу ул. Сорокалетия Октября №2

Возможно это единственная, имеющаяся у нас, фотография того дома. Виден проход между двумя трехэтажными зданиями, ведущий во двор к подъездам.

Мы жили в ближнем доме, причем виден его торец, так как фасадом он был развернут к железнодорожным путям. На втором этаже у нас была однокомнатная квартира с одним из таких же маленьких балкончиков, как на снимке, то есть студия по американским меркам. Вот в эти «хоромы» мы и переселилсь из Новосибирска. Кухня у нас была вынесена в коридор. Там стояла газовая плита и, по-моему, еще очень маленький столик. Точно уже не помню. Папа с мамой спали в освободившейся кухне, куда с большим трудом впритык друг к другу удалось впихнуть две односпальные кровати на панцирных сетках. Больше ничего туда поставить было невозможно. Мы с сестрой спали на отдельных кроватях в зале, где размещалась и вся остальная наша мебель. Была еще ванная комната, совмещенная с туалетом. Вода нагревалась в колонке, которую нужно было топить дровами. Вобщем было страшно тесно, но мы были счастливы. Еще бы: квартира с центральным отоплением и собственным туалетом и ванной! Сказка! В Новосибирске-то у нас в доме было печное отопление и один общий туалет на 14 семей.

В подвале дальнего дома нам принадлежал небольшой закуток за досчатой дверью с навесным замком, где хранились дрова, которыми топили колонку в ванной, когда хотели помыться, а также всякие отжившие свой век ненужные вещи. Традиции выбрасывать их на свалку тогда не существовало.

На фото хорошо видны пирамидальные тополя, выстроившиеся ровной шеренгой вдоль улицы Сорокалетия Октября. Два окна нашей однокомнатной квартиры (одно в зале с балконной дверью, другое – в бывшей кухне) смотрели прямо на железную дорогу, в которую как раз и упиралась эта улица. Если бы папа повернулся лицом к нам и пошел вперед, то буквально метров через тридцать он оказался бы около маленького железного мосточка, переброшенного над толстыми, окутанными стекловатой, трубами теплоцентрали. Сразу на ними пролегало железнодорожное полотно. Дальше проходило неширокое шоссе, за которым начинался Республиканский Ботанический сад.
Вспоминая это, хочу заметить, что переезд переезду рознь. Тогда это были чудо и радость.

1
2
3
4
5
6

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin