К истокам моей родословной
Сейчас на своем блоге я выкладываю запись, сделанную по моей просьбе в 1988 году моим отцом Леонидом Рубиным. Наиболее глубоко во времени известна родословная нашей семьи по линии Ланисов. Эту фамилию носила в девичестве моя бабушка с папиной стороны.
К сожалению, история семьи со стороны моего дедушки Арона Рубина, фамилию которого я ношу, известна не так хорошо, хотя и про Ланисов я знаю немного. Тем не менее с этой стороны мы можем заглянуть в историю более чем на полтора столетия назад. Она начинается в первой половине позапрошлого века.
Далее идет, лишь в самой минимальной степени адаптированный мною, рассказ моего отца. Читая его нужно помнить, что для меня его дед – это прадед, а бабушка, естественно – прабабушка. Ну, а его прадед, мой прапрадед.
“Мой прадед Израиль Ланис родился в 1835 году в Киеве. Сколько детей он имел я не знаю, но одним из них был Абрам (Аврум) Ланис, родившийся в 1859-м или 1860-м году. Семнадцатилетним юношей он был сослан в Сибирь. Это «турне» ему устроили его родственники. У кого-то из них был дом, в котором по рассказам «добрых людей», а точнее каких-то недоброжелателей или конкурентов, поселились черти. По этой причине дом стоял пустой, без квартирантов. Хозяева, неся убытки из-за того, что не могли никому его сдать, сами его подожгли, но указали на виновника - нашего будущего деда Абрама. За это «преступление» его и сослали из Киева в деревню Емельяново Заледеевской волости под Красноярском.
В то время заселяли Сибирь. Абрам Ланис освоился на новом месте, занялся торговлей рыбой. В 1884 году в Красноярске он женился на Итте Лейбович. Она была круглой сиротой и с семи лет находилась «на воспитании» у людей по фамилии Славины. Хозяйку звали тетя Рая. Семья у них была большая, человек 10-11. Наша бабушка жила у них в качестве прислуги, ее эксплуатировали там на все 120 процентов, невзирая на ее малый возраст.
Отца Итты звали Хона Лейбович, а его жену - Хава-Мэра. Она родилась в 1838 году. В семье было трое детей: старший сын Хаим, дочь Итта и младший сын Илья.
Хона Лейбович имел лошадь и занимался извозом. Он доставлял в поселки и городишки Красноярской губернии различную кладь и ее хозяев, нанимавших его в качестве ломового извозчика.
Его последняя поездка закончилась трагически. Он повез торговца, имя которого не сохранилось в семейных преданиях, и его поклажу из Красноярска в Ачинск.
Примерно на полпути они решили переночевать в лесу, не доезжая до деревни Козулька, которая пользовалась дурной славой бандитского места. Но за ними уже следили. Ночью бандиты напали на них спящих. В тяжелой схватке прадед мой Хона и его попутчик были убиты и ограблены. Моему прадеду было нанесено 11 ударов топором. Он яростно защищался от бандитов, которые впятером напали на двоих людей.
После гибели мужа Хава-Мэра, у которой на руках осталось трое детей: двенадцати, шести и трех с половиной лет, вынуждена была повторно выйти замуж. Но этот брак оказался неудачным, вскоре Хава-Мэра скончалась. Кстати, именно в ее честь было дано имя моей маме.
Вот тогда Итта и попала в семью Славиных, в которой прожила 11 лет, как раба. Ее не считали за человека, оскорбляли и часто били. В семье Славиных были девчонки старше и младше бабушки. И вот что рассказала мне баба Итта: «Однажды всей ребятней пошли мы в лес за ягодами – славинские девчонки и мальчишки и я. Было мне тогда лет 14-15. Одна из дочерей в приказном тоне сказала: «Иттка, возьми мои сапоги, а то мне в них тяжело ходить, собирать ягоды». Я отказалась, сказав, что, мол, ты сапоги надела, ты их и носи. Я их на руках носить не буду. Но та сапоги сняла и запустила ими в меня. А я сапоги не подняла. Когда пришли из лесочка домой, то сапог не оказалось, они остались в кустах у реки Кача. В те времена это было за городом, вдоль реки росли смородина и черемуха.
Тут Славин, озверев, схватил большой дрын и начал им избивать меня. Мне было очень больно, я громко кричала, но никто из семьи не замолвил и словечка в мою защиту. А Славин бил меня до тех пор, пока я не потеряла сознание. Спасибо русским соседям из дома рядом, которые услышали крики, и кто-то из них отобрал у Славина дрын. Я лежала на земле, избитая до полусмерти. Вокруг собрался народ. Меня внесли в дом и уложили на скамью. Поняли, что нужен врач. В результате целую неделю я пролежала на этой скамье не поднимаясь. Тут сам Славин забегал. Его вызвал к себе раввин и хотел отречь от синагоги на полгода или передать дело в суд. Испугавшись, Славин в синагоге при всей еврейской общине покаялся, сказал, что, мол, избил меня в сердцах, а не по желанию. Он сделал солидное пожертвование синагоге, и дело замяли. И по приказу раввина меня с того времени не так изнуряли работой».
Когда бабушке исполнилось 18 лет, ей сделал предложение Абрам Израилевич Ланис. Она и согласилась.
По завещанию знаменитого купца Строганова, у которого не было детей, каждой девушке – круглой сироте, со счета Строганова выдавалось 50 рублей на приданое. Бабушка эти деньги получила. В 1884 году это была большая сумма”.
К этой истории, рассказанной моим папой, я хочу кое-что добавить от себя. Это скореее относится к моему дедушке Арону Рубину, может поэтому папа об этом не упомянул.
Еще в детстве, в сороковые годы, я слышал, как моя бабушка в разговоре с соседкой говорила, что кого-то из наших родственников в царские времена выслали в Сибирь, обвинив в том, что он прятал в своей бороде телефонный аппарат.
Я видел на улицах телефоны-автоматы и совершенно не мог себе представить, как такую здоровенную штуковину можно спрятать в бороде. Я не поверил тогда своей бабушке, однако теперь знаю, что ее рассказ был абсолютно правдив, хотя казался ужасно нелепым.
Известный французский историк и философ, уроженец Санкт-Петербурга и сын русских эмигрантов Леон Поляков во втором томе своего фундаментального сочинения, который называется «Истрия антисемитизма. Эпоха знаний» на стр. 320 пишет: «Осенью 1915 года Николай II решил принять на себя верховное главнокомандование и назначил генерала Алексеева начальником своего штаба. Депортации (мое пояснение: речь ранее шла о депортации евреев, причем чаще всего это было изгнание в сторону военных позиций противника, «чтобы ни один из них не остался в зоне расположения своих войск») сменила практика взятия заложников, возрастало количество арестов и судебных приговоров. В отдельных случаях речь шла о сверхупрощенной судебной процедуре, заканчивающейся виселицей. Когда же дела рассматривались в регулярных военных трибуналах армейских корпусов, судебные разбирательства чаще всего заканчивались помилованием, что подтверждало, что евреев сознательно выбрали на роль козлов отпущения. Распространялись слухи, что они прятали аппараты беспроволочного телеграфа в своих традиционных длинных бородах. Другой обычай, вызывавший подозрения, состоял в том, что в синагогах хранили веревку или проволоку, достаточно длинную для того, чтобы окружить ею «город», т.е. периметр, который не полагалось переступать по субботам. В приговорах, вынесенных некоторыми военными трибуналами, говорилось о телеграфных или телефонных проводах, позволявших связываться с неприятелем».
Вот на основе такого бреда, кто-то из моих предков был выслан в Сибирь. К сожалению, узнать точно, кто это был, сейчас вряд ли представляется возможным.
И, наконец, последнее. Я здесь помещаю фотографию своей прабабушки Итты Хоновны. Снимок датирован 1884 годом, то есть тем годом, когда она вышла замуж. Имя мужчины, с которым она сфотографирована, на снимке не сохранилось. Есть версия, что это кто-то из братьев Абрама Ланиса. Однако я думаю, что это и есть сам Абрам Ланис. Молодые сфотографировались на память после своей свадьбы.
Октябрь 3, 2010 @ 05:59
Здравствуйте. Вот, что написал Александр Лазовский по поводу древа семьи Ланис:
Lanis family shield from Madrid genealogy ministry (our original family Name was
De Lenis. It was changed to Lanis through our long move (3 centuries) to Russia.
Gabriel Lenis was an official librarian, professor of Spanish Genealogy in Madrid University.
He died in 2001. He spent all his professional life digging our family history.
It was he who found me in USA in 1993 and impressed me by the knowledge
of all members of our family. Due to his position, he had unlimited access to many countries archives. Unfortunately I was so busy with my adjustment to the America life that did not get from him
all info at that time. So, this source of information was lost with his death.
Октябрь 3, 2010 @ 17:28
Очень интересно. С вашего позволения, пара замечаний.
1. “чаще всего это было изгнание в сторону военных позиций противника” - скорее в обратную сторону, см. http://jewbukovina.nxt.ru/Istoria-PMV-Deport.html
“Выселяли их в дальние внутренние районы (в частности, в Вятскую, Вологодскую и Оренбургскую губ., а жителей Сибири и Приморья — в Якутскую обл.). Во второй половине 1915 года эта география серьезно «посуровела»: местами высылки стали зауральская часть Пермской губ., Тургайская обл. и Енисейская губ.”
2. “окружить ею «город», т.е. периметр, который не полагалось переступать по субботам” - запрет работать по субботам включает в себя запрет вносить или выносить что-либо из дома; обвязывание еврейского квартала веревкой позволяет обойти этот запрет, т.к. превращает весь квартал в “дом”.
Успехов вам.
Октябрь 5, 2010 @ 02:29
У меня данные, что Израиль Ланис родился в мае 1820 года и умер 15.06.1907 года.
Октябрь 8, 2010 @ 17:07
Большое спасибо всем, кто оставил комментарий или отклик на мой очерк.
Март 11, 2023 @ 04:48
Добрый день. Предполагаю, что мы в очень очень дальнем родстве. Искала документы семьи и увидела Вашу запись по Ланису. Эта фамилия встречается в архивных документах нашей семьи. Ещё, видела записи в метрических книгах в отношении Ланиса и Аарона Хаимова Рубина. Если это сообщение то Вас дойдёт, то напишите мне, я брошу ссылки.
Март 11, 2023 @ 08:48
Спасибо. Пришлите, пожалуйста, ссылки.
Оставить комментарий