Венецианское дежавю
Недавно мне довелось побывать в Венеции. О том, что этот город необыкновенно красив и неповторимо своеобразен, написаны тома, поэтому я повторяться не стану. Расскажу лишь о посещении бывшего венецианского еврейского гетто.
Это старый квартал, застроенный обветшалыми домами, внутри которого имеется небольшая площадь, по которой под присмотром родителей бегают, играют, кругами катаются на велосипедах и скейтбордах дети с прилегающих улиц. Обычные итальянские дети. Евреев там я не видел. Но когда я оказался на этом маленьком клочке суши, затерявшемся среди городских каналов и лагун, то испытал настоящее состояние дежавю.
На старой, облупленной, кирпичной стене, отделяющей гетто от соседней улицы, я увидел семь бронзовых досок с рельефами, изображающими те семь кругов ада, через которые должны были пройти узники фашистских концлагерей перед тем, как погибнуть.
Я стоял около стены, не в силах оторвать взгляда от рельефов и мучительно думал, почему это все мне до боли знакомо. Стоял и вспоминал. И вспомнил! Примерно четыре года назад я впервые увидел точно такие же рельефы на Хаммаршельд-Плаза в Нью-Йорке. Там, недалеко от небоскреба штаб-квартиры Организации Объединенных Наций, стояло относительно небольшое здание, в котором базировался Фонд Люсил и Мартина Кантор. Часть северной гладкой стены этого дома была выложена плитами из серого с розовыми вкраплениями гранита. Вот на ней и располагались точно такие же семь рельефов, являясь одним из нескольких нью-йоркских мемориалов, посвященных памяти жертвам Холокоста. У меня даже сохранилась фотография этого мемориала, сделанная тогда же.
Но теперь я находился за тысячи километров от Нью-Йорка, и на небольшой венецианской площади рассматривал этот же мемориал.
На первом рельефе были изображены события «Кристальной ночи» - еврейского погрома, спровоцированного фашистами на всей территории Германии и Австрии в 1938 году, в результате которого 90 человек было убито, около двухсот синагог осквернено и разрушено, тысячи домов и магазинов разграблено. После убийств и грабежей почти 30 тысяч евреев – женщин, мужчин и детей были согнаны в концентрационные лагеря, якобы, за то, что они сами спровоцировали этот погром.
Второй рельеф показывает депортацию, в процессе которой фашисты использовали все доступные им транспортные средства, чтобы как можно быстрее доставить миллионы евреев в концентрационные лагеря для последующего уничтожения.
Далее изображен карьер, тяжелейшая работа в котором давала людям небольшую отсрочку от исполнения смертного приговора.
На четвертом рельефе показан один из способов наказаний и пыток в гетто, когда люди подвешивались к столбам за вывернутые руки.
На пятом рельефе запечатлен расстрел из пулемета нацистами безоружных людей в гетто.
На шестом изображен один из эпизодов восстания в гетто, когда лишенные даже малейших возможностей и не имеющие никаких шансов на успех, евреи поднялись на борьбу против нацистов, что было актом невероятного мужества и самоутверждения.
На последнем показывается, как осуществлялось немецкими фашистами окончательное решение еврейского вопроса. Не сдерживаемые ничем, они уничтожили миллионы человеческих жизней, стараясь стереть из людской памяти еврейский народ и его культуру.
Воистину не было тех унижений, издевательств и пыток, которых не пришлось бы претерпеть ни в чем не повинным людям.
Автором замечательного произведения, посвященного памяти безвинно погибших, является художник, скульптор и сценограф Арбит Блатас, настоящее имя которого Нехемия Арбитблат. Он родился в 1908 году на территории Российской империи в литовском городе Каунас. Еще будучи 15-летним юношей, Нехемия начал выставлять свои произведения на художественных выставках. В 1928 году он уехал в Париж, где стал самым молодым членом авангардной «Парижской школы», в состав которой входили такие, ставшие всемирно известными, художники, как Пабло Пикассо, Анри Матисс, Жорж Брак, Морис де Вламинк, Жюль Паскин, Морис Утрилло, Хаим Сутин и многие другие. Некоторых из этих своих друзей Блатас запечатлел на холстах и в бронзе. Теперь их портреты экспонируются в посвященном Арбиту Блатасу холле «Парижской школы», при «Музее тридцатых», расположенном в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур. Парк около муниципалитета этого города украшает бронзовая скульптура Жака Липшица, созданная Блатасом в честь своего земляка и друга, а в одном из скверов на Монпарнасе в Париже стоит бронзовая статуя другого его знаменитого земляка Хаима Сутина, тоже изваянная Блатасом. Во Франции Арбит Блатас жил и работал вплоть до 1941 года, когда спасясь от нацистов, вынужден был уехать в США, где поселился в Нью-Йорке. Здесь он успешно трудился до самой своей смерти, последовавшей в 1999 году. Его мать погибла в газовой камере, а отец выжил в концлагере Дахау.
Арбит Блатас получил международное признание, благодаря многим своим работам. Сегодня его произведения имеются в коллекциях таких престижных художественных учреждениий, как Смитсониевский институт в Вашингтоне, музеи Метрополитан, Современного искусства и Уитни в Нью-Йорке, Центр Жоржа Помпиду в Париже, музей современного искусства в Венеции и во многих других всемирно известных собраниях произведений искусства. Во Франции Блатас стал кавалером ордена Почетного Легиона, в Италии получил Президентскую медаль, а в Израиле был награжден Медалью Массады.
Одним из самых известных его произведений является «Монумент жертвам Холокоста», созданный им в 1979 году и размещенный на стене внутри еврейского гетто в Венеции, с описания которого я и начал свой рассказ. Рельефы на бронзовых досках посвящены страшной декабрьской ночи 1943 года, когда первые 200 евреев города после облавы были депортированы в лагерь смерти. В 1993 году в память о полувековой годовщине со времени первой депортации, президент Италии Оскар Луиджи Скальфаро открыл в венецианском гетто новое скульптурное произведение Блатаса, названное автором «Последний поезд». Этот рельеф несколько больше предыдущих по размеру, и расположен он на металлической решетке отдельно от них в специальной нише в стене, где фоном для него являются покрашенные в темнокоричневый цвет доски, похожие на те, которыми были обшиты грузовые железнодорожные вагоны. Такое оформление создает эффект страшной тюрьмы на колесах. Этого рельефа в Нью-Йорке нет.
Во второй раз семь бронзовых рельефов были отлиты в 1981 году и установлены в парижской Усыпальнице Неизвестных Еврейских Мучеников. В третий раз они были размещены Артидиффамационной Лигой на площади Дага Хаммаршельда в Нью-Йорке. Наконец, в 2003 году еще один набор рельефов Блатаса был передан вдовой скульптора в дар Каунасскому мемориальному комплексу Девятого форта, ибо память о Холокосте люди должны сохранить навеки, чтобы не допустить ничего подобного в будущем.
В заключение хочу заметить, что после приезда домой, я отправился на Площадь Дага Хаммаршельда в Манхэттене, чтобы еще раз посмотреть на монумент жертвам Холокоста, созданный Арбитом Блатасом. Но не увидел его. Дело в том, что здание, к стене которого были прикреплены рельефы, снесено, и освободившееся место огорожено высоким синим забором для новостройки.
Рельефы, естественно, куда-то убрали. Где они теперь мне неизвестно. Надеюсь, что после завершения стройки из разместят на прежнем месте.
Декабрь 21, 2010 @ 08:35
присоединяюсь к вашим впечатлениям от увиденного в вен.гетто памятника! история ,к сожалению,состоит и из таких трагических страниц тоже. Спасибо за короткий опус о Блатасе
Оставить комментарий