Мы из Джаза
Такая коварная барышня - Мода. Она расставляет свои сети, затягивая в них практически все сферы нашей, и без того бурлящей, жизни. Мода на одежду и машины, на танцы и музыку, на интерьер и многое, многое другое… Все эти грани переплетаются, создавая именно то, что мы и называем духом эпохи.
Хочу еще раз вернуться к книге «Красота в изгнании» известного историка моды и телеведущего Александра Васильева. Толстый том посвящен главным образом создателям Домов моды в городах мира с наиболее компактным проживанием эмигрантов из России в период после Гражданской войны. В наиболее успешных Домах создавались образцы одежды, которые легко могли конкурировать с моделями самых известных французских, английских и других законодателей высокой моды. Эти изделия формировали вкусы и приорететы местного населения, способствуя, например, широкому распространению вышивки в качестве украшения женских нарядов.
Однако в этой книге я нашел примеры влияния заграничных модных стилей 20-30-х годов прошлого века и, как это ни покажется странным, на моду в напрочь закрытом от иностранных, особенно белоэмигрантских влияний, Советском Союзе. Причем не только на одежду, но и на некоторые другие стороны жизни советских людей, например, на тогдашние музыкальные пристрастия, в частности на распространение «буржуазной» джазовой музыки и оформление сценических площадок, в первую очередь в ресторанах, где в те времена выступало подавляющее большинство эстрадных оркестров.
На одном из снимков, богато иллюстрированной «Красоты в изгнании», в главе «Русский Харбин» засняты музыканты русского джаза, работавшего в Шанхае в конце 20-х годов прошлого века. Интерьер и костюмы с бабочками, вид сцены с полукруглым задником, выставленные напоказ музыкальные инструменты - все это сразу же напомнило мне фотографии джаза Георгия Коморского, в котором в довоенные годы играл мой отец в Новосибирске.
Оформление эстрады для оркестра Коморского явно было сделано по образцам, существовавшим в Шанхае и Харбине. А объясняется все очень просто. В середине 30-х годов в сибирских городах осело много российских граждан, вернувшихся на родину из Китая после того, как вокруг Китайско-Восточной железной дороги начались вооруженные конфликты. В числе вновь прибывших были пионеры джазовой музыки Страны Советов, знавшие о джазе не понаслышке, а исполнявшие эту музыку в оркестрах китайских городов, руководители первых новосибирских джаз-оркестров - Георгий Коморский и Григорий Хазанкин.
Несмотря на то, что дальнейшая судьба большинства тогдашних репатриантов сложилась весьма трагично, они успели оставить яркий след в музыкальной моде своего времени.
О том, как мультиинструменталист Григорий Хазанкин попал в эстрадный оркестр Георгия Коморского я узнал из книги С.Беличенко и В.Котельникова «Синкопы на Оби» с подзаголовком «Очерки истрии джаза в Новосибирске», опубликованной Сибирским университетским издательством в серии «Золотая библиотека джаза» в 2005 году.
В СССР Хазанкин приехал в 1931 году из Китая и остановился почему-то, именно в Новосибирске. Здесь музыкант разыскал местных маэстро, пытавшихся играть джаз и познакомил их с чудным инструментом – саксофоном. Прежде, этот диковинный инструмент им довелось видеть лишь раз в оркестре негритянской певицы Арле-Тиц, жившей с 1913 года в России и гастролировавшей по городам Сибири. Кроме того, Хазанкин привез почти раритеты - настоящие ноты джазовых произведений Пола Уайтмена, Джорджа Гершвина и Ирвинга Берлина, которых местные музыканты и в глаза не видели. Несомненно, это сыграло свою позитивную роль - и исполнительское мастерство местных джазовых музыкантов пошло вверх.
Достаточно интересна сама по себе история появления у меня книги «Синкопы на Оби». В начале 2003 года в Интернете совершенно случайно я наткнулся на неполную электронную версию этого издания. Она меня очень заинтересовала, так как там упоминалось имя моего отца и даже мое собственное. Но вот что интересно: в качестве иллюстраций к тексту было приложено несколько старых фотографий, одна из которых имелась и в нашем семейном альбоме. В то время джазовый музыкант С.Беличенко вместе с журналистом В.Котельниковым активно работали над книгой и просили всех, кому что-либо известно о становлении джаза в Новосибирске, помочь любой информацией и иллюстративными материалами.
Я отправил Беличенко электронное письмо, в котором, основываясь на воспоминаниях отца, кое-что рассказал о музыкальной жизни Новосибирска того времени, а также сделал и некоторые дополнения о более позднем периоде, когда я сам играл в студенческом оркестре Новосибирского медицинского института - сначала на скрипке, а потом на саксофоне. Эти сведения были частично использованы С.Беличенко в более развернутом печатном издании этой книги.
Через некоторое время совершенно неожиданно я получил письмо от незнакомого мне Григория Хазанкина, который назвался родственником известного новосибирского джазового музыканта. В письме он попросил меня выслать копию фотографии джаз-оркестра с участием Григория Хазанкина, так как у них в семье, не осталось ни одного его фотопортрета. Я отсканировал несколько снимков того времени, хранящихся в нашем семейном архиве, и отослал Григорию в Новосибирск. В благодарность он подарил мне экземпляр книги «Синкопы на Оби».
Приходится только удивляться, как часто внешне совершенно различные события оказываются спаянными между собою глубинными связями. Они выявляются далеко не сразу и становятся для нас полной неожиданностью.
Август 19, 2010 @ 12:04
Поразительно как Вам удалось сохранить эти исторические фото. Я очень люблю рассматривать наши семейные фотографии, они как бы зачаровывают.
Август 1, 2011 @ 11:37
Спасибо за интересную статью и фотографии.
Но считаю необходимым заметить следующее.
В источниках, которыми Вы пользовались допущена неточность относительно участия Зиновия Хазанкина в джазовых оркестрах Новосибирска. Зиновий родился в 1924 году и играл в различных ансамблях и оркестрах в Шанхае с 1940 года. В 1931 году он был 7-летним ребёнком.
На обратной стороне фото джаз- ансамбля к/т “Пролеткино” в Новосибирске 1936 года перечислены его участники. Среди них - Хазанкин Г.А. Это не Зиновий Хазанкин, а другой человек.
Более подробно могу сообщить в письме.
Август 1, 2011 @ 15:08
Спасибо вам, Влад, за теплые слова. А фотографии эти являются нашими семейными реликвиями.
С уважением, Борис
Декабрь 1, 2011 @ 12:20
Хочу с гордостью сказать, что Георгий Коморский бы моим прадедушкой:)
Декабрь 5, 2011 @ 15:16
Спасибо, Эллина, за комментарий. Мне было бы очень интересно узнать что-либо новое о вашем прадедушке. Знаете ли вы, как он попал в Китай? Где там жил и работал? Есть ли у вас фотографии тех времен, а также того периода, когда он только приехал в СССР? Буду вам очень признателен, если вы откликнитесь.
С наилучшими пожеланиями, Борис
Май 3, 2012 @ 12:55
Здравствуйте, Борис!
Рад, что попал в историю Но хотелось бы разобраться-таки. Я знаю, что мой родственник З. Хазанкин. Когда Вы прислали сканы я тоже обратил внимание на то, что на фотографии подписано Г.А. Хазанкин. Известно ли Вам — Г.А. родственник Зиновию, который играл у Лундстрема? Именно тот мой родственник.
PS похоже Беличенко наврал в своей книге…
Май 3, 2012 @ 13:22
Здравствуйте, Григорий!
Думаю, что они родственники.
Более подробно можно обсудить в личной переписке.
Май 3, 2012 @ 15:04
Здравствуйте, Григорий!
К сожалению, должен с вами согласиться. В книге Беличенко очень много неточностей, и это касается не только Хазанкина, но, например, и моего отца. И не только этих двоих людей.
Май 4, 2012 @ 05:41
Yury, здравствуйте!
здорово, благодарен за любую информацию! Мой адрес g.khazankin@gmail.com — буду ждать от Вас письма Мой прадед - Н.А. Хазанкин (видимо где-то близко ответ)
Борис, очень рад снова читать Ваши сообщения! Жаль, что мы с Вами потеряли связь. Я очень ценю ту ситуацию, в которой Вы отозвались на мою просьбу! Я в Новосибирске и могу еще что-нибудь прислать из небезразличных Вам мест
Ноябрь 27, 2012 @ 16:22
Здравствуйте, я тоже правнучка Георгия Коморского и по совместительству двоюродная сестра Эллины )
Про проживание прадеда в Китае у нас информации нет, не известно даже бывал он там или нет. Достоверно могу сказать что родился он в Омске, работал он дерижером в театре (годы и в каком не скажу не знаю попросту), но точно знаю что дедушка мой в юном возрасте (5-6-7-8 лет где-то так), “играл” в том театре Черномора (его в какой-то сцене выносили связаным ) ) и сестра его тоже там кого-то играла, и Папа их был с ними, а это получается начало тридцатых годов, вот.
Ноябрь 28, 2012 @ 15:39
Здравствуйте, Юлия!
Большое спасибо вам за информацию о вашем прадеде. Я много хорошего слышал о нем от моего отца, который в свои молодые годы играл в оркестре у вашего прадеда. Не сохранилось ли у вас каких-нибудь его фотографий, особенно снимков его оркестра? В случае положительного ответа я был бы вам чрезвычайно признателен, если бы вы их отсканировали и прислали мне.
С наилучшими пожеланиями, Борис
Ноябрь 28, 2012 @ 16:22
Борис, к сожалению, у нас есть немного фото и те только из семейного архива, если вдруг вас заинтересует портретное фото, то с удовольствием поделюсь. “На работе”, так сказать, нет У меня есть одна маленькая, когда-то скачаная с какого-то ресурса в инете пару лет назад, но думаю вы ее видели.
Буду Вам очень благодарна, если вы сможете поделиться тем что рассказывал Ваш отец о моем прадеде, т.к. я и мой отец знаем не так уж много, а я очень люблю собирать истории в семейный архив
Декабрь 2, 2012 @ 22:06
Юлия! Я могу сказать вам только то, что фамилию Коморский я слышал дома много раз, начиная со своего шестилетнего возраста, когда папа вернулся в фронта домой. Он часто его вспоминал, говоря, что он был профессионалом высокого класса и отличным руководителем. Ничего более конкретного я вспомнить не могу.
С наилучшими пожеланиями, Борис
Оставить комментарий